Хевронское нагорье — люди и нравы

апрель 2010

Знакомство с Хевроном долго оставалось для меня проблематичным. На протяжении последних 10 лет город доставлял израильтянам немало хлопот и неприятностей. Когда я попал в Хеврон в первый раз, был 2002 год. Еврейский квартал был похож на осажденную крепость. На всех окнах лежали мешки с песком, из города периодически доносились звуки автоматных очередей и гулких взрывов. За эти годы многое изменилось, но город до сих пор считается не самым спокойным в ПА местом. Я не раз просил хевронских знакомых поводить меня по городу, арабы отказывались — время таких визитов ещё не пришло. Размер Хеврона с окрестностями сопоставим с израильским Гуш Дан — это самый крупный округ в ПА. Только в одном Хевроне проживает порядка 200000 человек и ещё 500000 в окрестностях.

Своё знакомство с достопримечательностями этого региона, я начал с небезизвестного Бейт-Умар. Недавно меня познакомили с очень интересным человеком — Мухаммедом «из Воронежа». Мухаммед 6 лет проучился на инженера по системам охлаждения в России и неплохо говорит по-русски. После учёбы он вернулся в родную деревню, затем устроился работать в строительную компанию на Алмазной бирже в Рамат-Гане. Все сотрудники оказались русскоязычными, так что иврит он так и не выучил. В 2002 году его выставили за зелёную черту, заявив, что разрешение на работу он не получит, пока не заведёт семью и не родит детей. После этого он открыл свою фирму в ПА. Работал в Мукате в резиденции Арафата, присутствовал там в последние дни его жизни. Последние годы Мухаммед занимается правозащитной деятельностью — это именно он водил Walk About Love по Хеврону в прошлом году. Мухаммед готов к диалогу с любым кто к этому стремится. Ели вы услышите сюрреалистичные истории про арест израильскими силами безопасности поселенцев пришедших в гости в Бейт-Умар, то это с его «легкой» руки. Одна из самых интересных тем которую мы обсуждали, это русские в Палестине. До 2002 года Россия приглашала палестинских студентов в свои ВУЗы. Страна предоставляла студентам бесплатное обучение, жильё и стипендию. Учиться было можно в десятках учебных заведений по всей стране. От Мухаммеда я узнал много очень интересной статистики. В ПА официально проживают порядка 4500 русских жён и ещё столько же, если не больше, живут не имея ни какого статуса. Раньше Израиль довольно охотно выдавал палестинское гражданство русским женщинам — процедура занимала не более 2 лет. После интифады всё вокруг сильно усложнилось — многим приходится ждать по 5-10 лет. Только в одном Бейт-Умар живут порядка 20 русских женщин, и это считается очень мало.

Что собой представляет Бейт-Умар, многие знают по газетным сводкам и видам с дороги Иерусалим — Кирьят Арба. Беспорядки в этой деревне не прекращаются с 87 года — первой интифады. Раньше акции возникали на спонтанной почве или в виде разборок с соседями из Кармей Цур. Последние годы жители бастуют против стены, которую собираются возвести в самом центре палестинских территорий, вокруг Гуш Ацион (карта: 1, 2). Как это принято, стену намечено проложить по деревенским огородам и жителям это не нравится. Дошло до того, что некоторые палестинцы готовы объединиться с поселенцами, которые тоже против строительства. Поселенцы в свою очередь рады тому что последние 5 лет здесь тихо и считают, что нет смысла провоцировать новое насилие. Отделять стеной евреев в Хевроне и Кирьят Арбе от евреев в Гуш Ационе для них неприемлемо. Представители поселенцев из Гуш-Хацион навещали Бейт-Умар по приглашению Мухаммеда. Не смотря на то что деревня формально находится на Шетах С, армия считает место закрытой армейской зоной. За визит можно поплатится ночью в следственном изоляторе — что собственно и произошло с чрезмерно общительными еврейскими гостями.

Поля жителей Бейт-Умар простираются от Эфраты до Хальхуля. Часть деревенских земель была отдана под лагерь беженцев — Эль-Аруб, размеры которого на сегодняшний день превзошли Бейт-Умар. Самое не подходящее время для визитов в деревню, это пятница. Деревенские протесты против стены, как правило, перерастают в беспорядки и метание камней. Израильская армия контролирует дорогу через деревню, стычки с солдатами любимая «игра» местной детворы. За последние годы это превратилось в своего рода ритуал. Пол деревни наблюдает со своих балконов за тем, что происходит на сцене. Подростки приближаются к армейскому посту, армия их оттесняет вглубь деревни. Затем идут уличные бои. Когда всем надоедает, армия выходит из деревни и страсти умолкают до следующих выходных. Я спросил одного из жителей, что произойдёт, если Израиль передумает строить стену. Неужели наступит затишье. Ответ был отрицательным — следующей целью будет отмена ограничения на использование воды. В 2010 году Израиль урезал квоту для жителей Бейт-Умар в 2 раза и жители готовятся это опротестовать. Тихо здесь будет ещё не скоро…

Не буду слишком распространятся в этом посте про все прикрасы Хевронского нагорья, это я собираюсь сделать отдельно. При содействие Мухаммеда мне удалось побродить по многим мало известным уголкам этого края и посетить Русский монастырь. Путешествие по Хеврону более проблематично, чем визиты в ту же Рамаллу или Вифлеем, особенно если вы едите на собственном транспорте с желтыми номерами. Чтоб не попасть на глаза палестинским полицейским приходиться соблюдать меры осторожности и петлять по второстепенным улочкам. Один раз мы чудом не налетели на кордон. Желтых номеров в Хевроне очень мало и они вызывают интерес. По закону такие номера могут иметь только жители Израиля или палестинцы у которых есть израильский вид на жительство. После 67 года вид на жительство получили арабы из Восточного Иерусалима, но им так и не дали гражданство. Для палестинцев это было очень удобно, порядка 300000 обладателей права на жительство имели возможность проживать за копейки на территориях и работать за Зелёной чертой. Последние годы Израиль практикует лишение прав палестинцев живущих вне Иерусалима. По этой причине, большинству обладателей синих паспортов пришлось вернуться обратно в город. Больше всего не повезло тем, кто решил обосноваться в пригородах Иерусалима за забором безопасности, таких например как Абудис. В Абудисе много недостроенных домов, заложенных израильскими арабами. Хозяева прекратили строительство, поняв что проживание в этом пригороде не гарантирует им сохранность паспорта.

Табличка на входе в Русский монастырь в Хевроне:

Табличка / ИзраильТабличка // vizaviz.livejournal.com

Мой проводник по Хевронскому нагорью. С Мухаммедом у нас обоюдный интерес. Я знакомлю его с Израилем, а он меня с ПА. Фото снято на днях на Мироне, могила равви Шимона Бар-Йохая. Европейская внешность досталось Мухаммеду в наслество от британских предков. Дед погиб от рук Хаганы 12 мая 48 года, на кануне капитуляции Гуш Ацион.

Мухаммед / ИзраильМухаммед // vizaviz.livejournal.com

Пятница в Бейт-Умар. По деревне мечутся оголтелые детишки и подростки с рогатками и дротиками. Ветер то и дело приносит терпкий запашок слезоточивого газа. С такими шпендиками нашим солдатам приходиться воевать. Более старших собратьев фотографировать не принято – армия часто засылает фотографов для сбора компромата.

Пятница / ИзраильПятница // vizaviz.livejournal.com

Взрослые наблюдают за спектаклем со своих балконов:

Балкон / ИзраильБалкон // vizaviz.livejournal.com

«Герой» дня. Паренька отловили солдаты и три часа продержали в армейском джипе. Теперь он горд собой и специально подъехал к нам со своими корешами чтоб я его сфотографировал.

Герой дня / ИзраильГерой дня // vizaviz.livejournal.com

Пока на одних улицах идут бои, на других течёт неспешная повседневная жизнь.

Повседневная жизнь / ИзраильПовседневная жизнь // vizaviz.livejournal.com

По соседству с Бейт-Умар расположена палестинская сельскохозяйственная академия. Она хорошо заметна с правой стороны дороги на Кирьят Арбу. Учреждение было заложено иорданцами в пятидесятые годы. Вторая школа была построена возле Амана. Территория школы стала излюбленным и единственным местом отдыха жителей лагеря беженцев Эль-Аруб.

Палестинская сельскохозяйственная академия / ИзраильПалестинская сельскохозяйственная академия // vizaviz.livejournal.com

Английский хостель на подъездах к Бейт Умар. Я много раз проезжал его по дороге в Кирьят Арбу и наконец-то имел возможность разглядеть вблизи. Британские хозяева бежали в 67, но затем вернулись и до начала второй интифады сдавали комнаты христианским паломникам. Последние 10 лет хостель пытались использовать под больницу. Сейчас комплекс пустует и ждёт своей реконструкции.

Английский хостель на подъездах к Бейт Умар / ИзраильАнглийский хостель на подъездах к Бейт Умар // vizaviz.livejournal.com

Детишки бегут за нашей машиной в деревне Джалла. Чужаки здесь редкое явление – детский праздник.

Детский праздник / ИзраильДетский праздник // vizaviz.livejournal.com

Леса между Бейт-Умар и Серифом были посажены местными арабами в 67 году. Ближе к Бейт-Шемешу сажали вместе – арабы и еврей. Отец Мухаммеда был одним из тех, кто участвовал в посадке.

Леса между Бейт-Умар и Серифом / ИзраильЛеса между Бейт-Умар и Серифом // vizaviz.livejournal.com

По всей видимости, совместные проекты были предприняты для успокоения послевоенного психоза. Правительству было важно показать местному населению, что еврей не собираются повторять методы 48 года.

Источник: community.livejournal.com/ru_travel/11514607.html

vizaviz
06/05/2010 19:26

Источник