Випассана в Таиланде

май 2011

В этом году я, покинув семью, провела 10 дней на курсах Випассаны недалеко от Бангкока. Подобные курсы проводятся по всему миру, но в буддийских странах, таких как Таиланд, особенно популярны. Что такое випассана, лучше создателей центров я сформулировать не смогу, поэтому просто скопирую:
— Это техника, искореняющая страдание.
— Это метод очищения ума, позволяющий спокойно и уравновешенно решать жизненные проблемы.
— Это искусство жизни, которое позволяет каждому человеку эффективно работать на благо общества.

Особого внимания заслуживает кодекс дисциплины во время курса. Нельзя убивать никого из живых существ, воровать, лгать, курить, принимать алкоголь и наркотики, следует воздерживаться от любых видов сексуальной активности, запрет на любое общение с другими студентами и внешним миром (словами, жестами, взглядом, записками), нельзя пользоваться инетом, читать, писать, говорить по телефону. Питание вегетарианское 2 раза в день (в 6-30 и 11-00 утра). Легкий полдник (чай с чем-то легким) разрешен новичкам в 17 часов. Присутствие на групповых медитациях обязательно. Территория разделена на мужскую половину и женскую, поэтому студенты разных полов не пересекаются, даже если это одна семья. Подъем в 4 утра, отбой в 10, на медитации отведено в общей сложности 10,5 часов в сутки. Курсы бесплатные. Если студент считает, что курс ему помог, он может отблагодарить центр любой суммой.

Это все общее описание, а теперь мои впечатления.

Место сбора было назначено в одном из храмов в пригороде Бангкока. Я ожидала увидеть там толпу фарангов (нетайцев европейской наружности) с большими сумками, но встретила лишь одну японку Анри примерно моего возраста, которая вычислила меня по рюкзаку и очень обрадовалась компании. Она прожила около двух лет в Таиланде, практиковала йогу, получила сертификат инструктора, и перед возвращением на родину решила съездить на этот курс. Сейчас она сидела и сильно нервничала, сможет ли выдержать предстоящее испытание. Чуть позже к нам присоединился англичанин Стив, который специально прилетел в Таиланд ради курса, причем уже во второй раз. Так мы втроем сидели и болтали в ожидании автобуса. Когда пришла пора грузиться, откуда-то появилось очень много таек самого разного возраста, и еще человек 5 фарангов.

Автобус был битком, практически одни женщины. Оказалось, некоторые из пожилых тайских женщин уже в восьмой раз приезжают на этот курс. Мужчин почти не было, по-видимомо, из-за того, что, в отличие от женщин, они могут уйти в монахи — хоть на несколько дней, хоть на всю жизнь. В общей сложности на курсе было около 120 человек.

Центр, в который мы прибыли спустя 3 часа, представлял собой огороженную зеленую территорию с прудами и старыми деревьями, среди которых были построены центры для медитаций, столовые и общежития, представляющие собой 3 небольших узких дома, сообщающиеся между собой тамбурами с душами и туалетами.

Это территория, А это общежитие.

территория / Таиланд
территория

общежитие / Таиланд
общежитие

комната / Таиланд
комната

Каждый дом был разделен перегородками из гипсокартона на 30 комнат размером примерно 2 на 1,5 метра.

Перегородки были не до потолка, поэтому в каждой комнате был отчетливо слышен каждый вздох соседок, а звук смывающихся унитазов или льющейся воды в душах был слышен так же, как если бы они находились со мной в одной комнате. Если учесть, что этими душами-туалетами пользовалось 60 человек, а разговаривать было нельзя, то можно сказать, что все 10 дней мы прожили под аккомпанемент из этих звуков. Это ощутимо раздражало лишь в первые дни, потом я уже не замечала этих звуков, разве что во время медитаций в комнате отвлекалось внимание.

О еде. Так как я ела только сырые овощи и фрукты, могу лишь со слов других студентов утверждать, что еда была необыкновенно вкусной. Действительно, выглядело все очень аппетитно — на каждой из двух трапез предлагался выбор из около 10 различных блюд. К слову, готовили и занимались любыми организационными вопросами 6 тайских женщин их числа студентов не новичков. Они выбрали для себя такую форму благодарности за участие в курсе. Что касается меня, так мало, как там, я не ела никогда в жизни — фруктов предлагалось совсем немного, и они были рассчитаны на всех, поэтому у меня рука не поднималась набирать себе горы в тарелки. В обычной жизни я ем в основном дорогие по местным меркам манго, драгон-фрут и апельсины, там же была просто необыкновенна счастлива самым простым вещам. В первый прием пищи это были обычно несколько ломтиков папайи или помело и, если повезет, 4 банана, 2 из которых я припасала на обед, на котором радовалась помидорке, паре ломтиков огурца и листьям салата.

В последний день курса, когда нам уже разрешили разговаривать, одна из женщин-организаторов рассказала, что удивлялась каждый день моему необыкновенно сияющему виду в 6-30 утра. Еще бы. А еще одна девушка рассказала, что с неодобрением наблюдала, как я набираю аж по 4 банана, считая меня обжорой.

Кусочек нашей столовой. Все продумано таким образом, чтобы ни на кого не отвлекаться.

Студентам рекомендовалось одеваться в простую свободную одежду, поэтому я специально приобрела несколько широких типа-холщовых штанов с регулирующейся талией. Когда настала пора уезжать, оказалось, что мои единственные приличные брюки на мне не держатся совсем. Без преувеличения. Кое-как, придерживая их руками, я дошла сначала до автобуса, потом добралась до торгового центра в Бангкоке, где смогла купить одежду по фигуре. Оказалось, минус 5 кг.

В первый же день, когда разговаривать еще было можно, познакомились с некоторыми другими участниками этого эксперимента над собой. Ими оказалась 40-летняя ирландка, которая бросила дом, стабильную работу и всю прежнюю жизнь и уехала в Азию практически без денег. У нее не было никакого представления о том, что с ней будет по окончании курса, за исключением того, что был куплен билет до Вьетнама, где она надеялась подыскать работу учительницы английского или, в крайнем случае, была готова пойти на еще один курс Випассаны, где бесплатно дают жилье и еду.

Еще одной новой знакомой неожиданно оказалась практически землячка Катя из Севастополя, которая несколько лет жила в Бангкоке со своим бойфрендом-музыкантом датско-тайского происхождения, являющимся настоящей супер-звездой в Таиланде. Она рассказала много интересного про тайский шоу-бизнес, о том, как они с бой-френдом зарабатывают на его творчестве сумасшедшие деньги и, в буквальном смысле слова, не знают, куда бы их еще потратить.

Третьим удивлением была настоящая землячка Оля из Беларуси, которая приехала на курс со своим мужем-испанцем, с которым они уже второй год путешествуют вокруг света. Оказалось, мы с ней даже в одном универе и на одном факультете учились, правда, она парой лет позже. Бывают же совпадения — в глуши Таиланда на курсе випассаны среди считанных фарангов встретить мало того что русскоязычных, так еще и из Беларуси и Украины.

Из тайских женщин знакомиться никто не подошел — то ли они плохо говорили по-английски, то ли просто стеснялись, а жаль.

Естественно, в первую ночь заснуть не удалось совсем — слишком уж были не похожи новые место и знакомые на то, к чему и к кому я привыкла. А может, от голода…

Ближайшие дни мне предостояло прожить по этому распорядку дня:

столовая / Таиланд
столовая

расписание / Таиланд
расписание

холл для медитаций / Таиланд
холл для медитаций

В 4 утра звонит гонг, после чего резко начинает хлопать множество дверей и литься вода. Во всех душевых была только холодная вода, и лишь в одной был установлен водонагреватель. После того, как я обнаружила это примерно на третий день, стала вставать до гонга, чтобы успеть занять его первой. Это было совсем несложно — периодически так и не удавалось заснуть в течение всей ночи.
До начала медитации в 4-30 помимо принятия душа я успевала сделать подобие зарядки с элементами йоги и тайчи, насколько позволяли размеры крохотной комнаты. Затем опять гонг — и вперед в ночь в главный зал. Медитируют все в огромном холле — большая часть студентов сидит на полу, пожилые, беременные (и такая девушка была) и некоторые иностранцы — на стульях.

На фото справа изображена мужская зона, слева — женская. Наглядно видно, в какой тесноте приходилось медитировать женщинам (там впереди еще много подушек не поместилось в кадр).

Лицом к студентам по центру сидит и медитирует Учитель. В нашем случае это была немолодая тайская женщина. Никаких особенных указаний касательно позы не давалось — главное, чтобы ноги не были направлены в сторону Учителя, а спина по возможности была прямой. Медитация начинается с того, что Учитель включает аудиозапись, на которой основатель центров Гоенка на очень своеобразном английском с сильным акцентом дает инструкции. Весь первый день нужно было концентрироваться на движении воздуха в ноздрях и ощущениях на участке лица под носом. Спина начинает дико болеть спустя несколько минут после начала, ноги затекают, а впереди еще 10 таких дней по 10 часов медитации в каждом. Пожалуй, первый день был самым тяжелым…

Так как пищи для ума поступало крайне мало, мозг очень быстро приспособился отключаться от внешнего мира, и уже к концу второго дня я почувствовала нечто. Гоенка крайне не советует рассказывать о своих ощущениях, так как ознакомившиеся с их описанием будут ожидать таких же ощущений, если сами решат пройти курс. А на самом деле они у каждого свои индивидуальные, и не факт что у кого-то еще будут такими же. Потом люди нервничают из-за того, что не могут достичь того, о чем наслышаны, а это очень вредит их медитации. В общем, я вас предупредила — не ждите такого же, наверняка у вас будет что-то свое, и совсем не факт, что на второй день.

В моем случае это были сильнейшие вибрации по всему телу. Я чувствовала себя чем-то вроде проводника для электрического тока. Ощущения были такие, будто мышцы под кожей живут какой-то своей отдельной жизнью. Лицо, руки, ноги, живот, спина — все ходило ходуном, и так всю ночь. Это очень сложно описать, но это были, пожалуй, одни из самых необычных ощущений в моей жизни. Сначала это прикалывало, потом стало раздражать, в итоге, когда стало понятно, что заснуть не удастся никак, стало просто невыносимым. Из-за ночи без сна третий день также выдался крайне тяжелым.

Со временем характер вибраций изменился — вибрировали уже не целые части тела, а как будто каждая маленькая клеточка поверхности кожи в отдельности. Иногда абсолютно всем этим мелким вибрациям как будто удавалось срезонировать друг с другом, и тогда тело и сознание погружались в состояние какого-то непередаваемого блаженства. Как мне кажется, мы все в любой момент можем почувствовать это, если захотим. Просто наш мозг слишком занят, чтобы сконцентрироваться до такой степени. А на курсе для этого постарались предоставить необходимые условия.

Теперь для чего все это. Это нам объясняли на протяжении 10 дней, и, конечно, невозможно описать это не то что одним абзацем, а даже и целым постом. Если совсем уж все упростить, по версии Гоенки, наблюдая за постоянно изменяющимися ощущениями на своем теле, мы учимся воспринимать нашу жизнь так же: что бы ни происходило — все меняется и проходит, за этим нужно просто наблюдать. В результате медитации этим способом, автоматически меняются наши поведенческие паттерны, сформированные в течение всей жизни. Регулярно практикуя в течение длительного времени, человек остается абсолютно спокойным и безмятежным, сталкиваясь с событиями, которые раньше раздражали, заставляли нервничать, расстраивали, вызывали страх, негодование, злость, ненависть и так далее.

На пятый день мне удалось почувствовать вот эти резонирующие мелкие вибрации по всему телу, и с этого момента жить стало гораздо легче. В общий холл я стала ходить в основном лишь на обязательные групповые медитации, в остальное время медитируя лежа в комнате. Именно в таком положении удавалось сконцентрироваться лучше всего, хотя Гоенка не рекомендовал этого делать. Потом я начала экспериментировать со всем этим, концентрируя внимание на определенных внутренних органах. Особенно отлично удавалось почувствовать свои легкие. Безусловно, не рекомендуется увлекаться такими развлечениями, так как они уводят от основной цели — научиться равнодушно наблюдать за постоянно меняющимися ощущениями на теле. Следует не желать почувствовать какое-либо определенное ощущение, как это было в моем случае, а спокойно наблюдать за тем как они приходят и уходят.

Помимо физических ощущений, очень сильно изменилось восприятие на ментальном уровне. Все это очень интимные переживания, практически не передающиеся описанию. Например, это проявлялось в ощущении какой-то неземной любви ко всему живому. Когда ты просто сидишь и понимаешь, как сильно ты любишь всех этих людей, которые находятся рядом эти 10 дней. И это чувство настолько сильное, что из твоих глаз помимо твоей воли текут слезы.

Или, когда ты сидишь на лавочке у пруда и наблюдаешь за тем как вокруг кипит жизнь — муравьи что-то тащат, какие-то мошки летают, падают листья с деревьев. И все это происходит как будто в замедленной съемке, и все, даже самые тихие звуки, становятся очень яркими и четкими. Есть такой режиссерский прием — с помощью гулких звуков и замедленной съемки акцентировать внимание на разных знаковых моментах. Вот и ты становишься как будто героем такого фильма, только это длится не один момент, а гораздо дольше.

В условиях такого санатория невозможно было понять, изменилось ли мое восприятие событий собственной жизни. Стала ли я более уравновешенной, стала ли меньше реагировать на внешние раздражители, которые подкидывают жизненные обстоятельства.

Так как тепличные условия, созданные в центре випассаны, очень сильно отрывают людей от действительности, а такими их в большой мир выпускать нельзя, на десятый день с 11 часов утра снимается запрет на общение и студенты могут получить мобильные телефоны. До следующего утра, когда назначено время отъезда, все должны попытаться адаптироваться к реальной жизни.

Источник: community.livejournal.com/ru_travel/
samuiland
17/06/2011 21:09

Источник