Сызрань — посёлок Новомихайловский — Сызрань

июль 2005

…Приближавшееся лето не давало покоя одной единственной навязчивой мыслью – куда в этом году мы поедем отдыхать? Поэтому к поиску потенциального места отдыха я приступил с первыми зелеными листьями и по-весеннему пригревающим солнцем. Еще во время прошлогодней поездки было решено, что, несмотря на замечательный прием и условия отдыха в Витязево, туда мы вряд ли вернемся – хотелось новых впечатлений.

Первоначальной целью нашего очередного путешествия был выбран Крым, в связи с чем были «прочесаны» сотни Интернет-ресурсов, так или иначе имеющих отношение к отдыху на этом полуострове, и даже выбрано приемлимое местечко, но смена политической обстановки на Украине не очень благоприятно сказалась на начале курортного сезона, да и отзывы первых отдыхающих были не самыми радужными. Заметное повышение цен на жилье и обслуживание, рост цен на бензин и его дефицит (с часовыми очередями на заправках и отпуском по 10 литров в бак) – с такими перспективами ехать в незнакомые места как-то не хотелось… (Справедливости ради надо сказать, что к концу июня ситуация в Крыму стабилизировалась, а к августу там даже распустили ДАИ, но было поздно переигрывать.)

В итоге решили исследовать дальше наше родное, российское побережье Черного моря. И снова изучение многочисленных сайтов, страничек, форумов… Результатом этих глубоких изысканий стал поселок Новомихаловский, что входит в зону курорта Туапсе. Привлекли пока еще не глубокая освоенность этого местечка туристами (по сравнению, например, с Геленджиком или близлежащими к Новомихайловскому и более известными Джубгой и Лермонтово), а так же возможность беспрепятственного перемещения на авто практически до пляжа.

Попытка найти в Интернете предложения по размещению в этом поселке не дали достойных результатов, и мы решили поехать на удачу, с поиском места по прибытию.

Следующий этап – маршрут. В основе своей он вроде бы не отличается от прошлогоднего, за исключением двух моментов. Первый – в Краснодарском крае после станицы Новопокровской нужно свернуть на Кропоткин до Краснодара с выездом на трассу М4 и следованием по ней до места. Второй – дорога до Саратова…

Вспоминая прошлогоднюю поездку, очень хотелось избежать того кошмара, который находится на первой сотне километров трассы Сызрань-Саратов. Очередные поиски в Сети подсказали альтернативный вариант проезда – по М5 до Кузнецка, а далее на юг в сторону Саратова. На этом варианте и остановились.

10 июля 2005 г., 3:37 мск, старт! Экипажи и автомобили те же, что и в прошлом году. Первая контрольная точка – Кузнецк, точнее поворот налево на подъезде к городу. Утренняя трасса М5 поразила своим спокойствием, и до Кузнецка мы доехали достаточно быстро, но нужный нам поворот мы успешно проскочили, пришлось возвращаться. Оказалось, что со стороны Сызрани нет указателя на Ясную Поляну или Неверкино, а нужно было на развязке повернуть на Кузнецк, а оттуда — по указателю на Саратов.

Дорога по Пензенской области оказалось замечательной, но уже около границы с Саратовской областью, после поселка с интересным названием План мы уперлись в ремонт дороги с полным снятием покрытия. Но что делать, назад возвращаться уже поздно, едем вперед. По знаку ремонтные работы были обозначены длиной в 7 км. Первые два километра мы ехали по отсыпанной щебенке, со скоростью примерно 20-30 км/ч, затем щебенка закончилась и началась песчаная подушка. Ехать по ней было невозможно, но рядом был съезд на грунтовку вдоль дороги, по которой мы проехали еще 2 км и вылезли на свежеуложенный асфальт. Уфф… Но радоваться было рано…

С новенькой пензенской дороги сворачиваем по указателю в Саратовскую область и тут все начинается – классическая саратовская дорога с ямами и колдобинами как после бомбежки. Благо слева местные жители откатали грунтовку и мы почти 7 км ехали по ней. Плохая дорога резко закончилась на подъезде к селу Балтай. На одном из Интернет-форумов я прочитал, что в этом селе родился экс-губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков, и что дорога от Балтая до Саратова – самая лучшая в губернии. Это утверждение оказалось весьма правдивым, дорога действительно неплохая, правда изобилует опасными поворотами.

На выезде из поселка Тепловка был остановлен сотрудником ГАИ за превышение (ехал 60 при знаках по поселку — 40), хотя я ехал, «подсев на хвост» к «десятке». Но «десятка» оказалась «своя», с номером 222, поэтому под раздачу попал я. Конечно, можно было поспорить, но факт остается фактом – все равно нарушил, поэтому разошлись на 50 рублях и пожелании счастливого пути и хорошего отдыха.

Следующий подвох ожидал нас на въезде на объездную вокруг Саратова. Видим указатель «Волгоград направо», следом за указателем направо – въезд на эстакаду. Поворачиваем на нее и оказывается, что свернуть нам надо было чуть дальше, на кольце, через которое эта эстакада (кстати, еще строящаяся, но без знаков «Ремонт дороги») и проходит. На выезде с нее убеждаемся, что разметка на дороге отсутствует и поворачиваем назад, к кольцу, на котором уже в радостном ожидании стоят гаишники и приветливо машут палочкой. Причем вокруг них уже достаточно много машин, остановленных, по-видимому, за такие же маневры, связанные с невнятной разметкой и указателями – явно «прикормленное» место. Оставив n-ную сумму денег, движемся дальше.

Сравнивая текущие записи с прошлогодними, стоит заметить, что к выезду с объездной мы пришли на 40 мин. раньше, чем в прошлом году, несмотря на двухкратную беседу с саратовскими гаишниками. А вот следующий участок до Волгограда оказался более загруженным, достаточно много фур, да еще и попутная колонна дорожной техники здорово тормозила движение. Сразу после объездной есть несколько свежеотремонтированных участков дороги с еще не снятым ограничением 40 км/ч, на которых «пасутся» следящие. Спасибо встречным – всегда моргали, поэтому проехали удачно.

В Волгоградской области постоянно попадаются куски дороги типа «стиральная доска». Борются с ними весьма оригинально – установкой знаков «Неровная дорога» и «Ограничение 50 км/ч» с длительностью действия 10 км. Через 10 км – еще раз такая же комбинация и так далее… Радовало то, что редкий гаишник долетит до середины волгоградских степей на прокорм, поэтому скоростной режим выбирался не по знакам, а по обстановке. Но, тем не менее, весь накопленный на саратовском участке запас времени ушел на преодоление участка волгоградского.

Сам город проехали без особых проблем и около 16 часов свернули на Котельниково. Оценив собственные силы и оставшееся время, решили ночевать не в Сальске, как в прошлом году, а по возможности дальше, чтобы на следующий день было больше времени на размещение. Максимальной точкой ночевки был выбран г. Кропоткин, что в 180 км от Сальска.

Дальнейший путь по волгоградским и ростовским степям проблем не вызвал – практически пустая и достаточно качественная трасса (за исключением небольшого ремонтируемого участка около Котельниково), максимальная скорость, посты ГАИ только в населенных пунктах… Внезапно наступившие сумерки застали нас уже в поселке Белая Глина Краснодарского края. Осмотр местной гостиницы нас не воодушевил на ночлег и мы двинулись дальше. Поплутав в станице Новопокровской с поисками выезда на Кропоткин (как оказалось позже, на въезде в станицу есть только указатели на Тихорецк, так вот надо ехать по ним, а после поворота на Тихорецк на объездной дороге вокруг поселка будет поворот на Кропоткин), мы погрузились в южную ночь. Было страшновато ехать в темноте по неизвестной дороге, но отличная разметка и отбойники со светоотражателями по краям трассы вполне способствовали спокойному движению со скоростью 90 км/ч.

Примерно в 23:30 мы подъехали к гостинице «Кавказ» в центре Кропоткина, а через 40 минут, поставив машины на стоянку неподалеку, уже были в своих номерах. Гостиница оказалась более-менее опрятной, хотя и с остатками «совковости». Но больше всего нас поразило то, что во всем городе отключают горячую воду с 0:00 до 6:00. Причем местные жители настолько к этому привыкли и видимо даже уверены, что то же самое происходит и во всей стране.

В 10 утра следующего дня мы тронулись дальше. Под колесами шуршали прекрасные дороги Краснодарского края, а о приближении к местам массового отдыха говорили постоянные засады гаишников, зорко следивших за соблюдением разметки и скоростного режима. На адыгейском посту скопилась небольшая пробка, и видимо из-за этого местные стражи практически не придирались к проезжавшим машинам.

По трассе М4 на территории республики Адыгея тоже достаточно много гаишников, стерегущих скорость, особенно на участках ремонта. Но все обошлось благополучно и вот на горизонте горы. И хотя здесь трасса еще не такая извилистая, как вдоль побережья, все равно пришлось перестраиваться и менять стиль езды, т.к. например знак «Поворот дороги» может означать этот самый поворот практически на 180 градусов с минимальным радиусом. На одном таком повороте я даже выехал на встречку, благо там никого не оказалось.

Вдоль трассы иногда попадаются мини-рынки, торгуют на них в основном лесными ягодами, персиками, абрикосами и горным медом по весьма завышенным ценам. А вокруг – горы, покрытые густым лесом… Красотища!

Затяжной спуск и дорога упирается в Т-образный перекресток с постом ГАИ – направо Геленджик и Новороссийск, налево Туапсе и Сочи. Сворачиваем налево и на пути первый посёлок — Джубга. По обочинам – люди с предложениями по размещению отдыхающих, небольшой поворот – и вот оно – море! Следующий поселок – Лермонтово, далее – знаменитый детский лагерь «Орленок», а сразу за ним – цель нашей поездки – поселок Новомихайловский. Ура, приехали!!!

Поселок Новомихайловский

Если заранее не знать, то можно подумать, что поселок не имеет выхода к морю, т.к. дорога проходит в стороне и не захватывает курортную зону. В итоге, немного поплутав по улицам, мы нашли заветный поворот (надпись краской на заборе «Море» и стрелка) и приехали на улицу Морскую, расположенную непосредственно на берегу. На часах начало второго и мы озадачиваемся поисками жилья. Таковое здесь предлагается за каждой калиткой, по разным ценам и комфортности. В большие гостевые дома, расположенные практически на берегу, нам не хотелось, и мы поехали в глубь улицы, к частникам.

Интересно, но под понятие «люкс» у местных владельцев комнат попадает практически любая отдельная комнатушка в капитальном строении, хотя реальных предложений приличных комнат со всеми удобствами не так уж и много. В итоге был найден подходящий вариант в глубине улицы, в двухэтажном здании у хозяина по имени Симон (кстати, держатели 95% жилья и кафе/магазинов в поселке — армяне).

Автостоянка во дворе, общая открытая кухня с парой газовых плит и кое-каким инвентарем, небольшие номера с туалетом, душем, телевизором, холодильником и лоджией, выходящей во двор – по 300 руб. с человека за сутки, вполне приемлимо. Конечно, это было хуже, чем прошлогоднее размещение в Витязево, но лучше мы бы вряд ли нашли.

Сравнивая эти два поселка, можно заметить, что направления развития частных мини-гостиниц совершенно разные. Если мини-гостиницы в Витязево, как правило, рассчитаны на небольшое количество постояльцев с максимальным качеством, то в Новомихайловском большинство хозяев настроено на размещение максимального количества отдыхающих на один квадратный метр земли, зачастую в ущерб удобствам.

Чем обусловлена такая разница – сказать трудно. Возможно тем, что курортная зона Новомихайловского в плане частной застройки территориально ограничена природным ландшафтом с одной стороны и существующими лагерями и пансионатами – с другой. Ну да ладно, не это главное, ведь мы приехали сюда за морем и отдыхом, а не за суперкомфортными номерами.

Немного о поселке. Новомихайловский расположен в 40 км от г.Туапсе и считается самым крупным населенным пунктом района с населением 4500 человек. Курортная зона поселка расположена в устье реки Нечепсухо в живописной бухте между двух уходящих в море скал. Основная курортная часть расположена на левом берегу реки, это набережная и почти километровый центральный пляж. Основа пляжа – мелкая галька местами песок. Дно моря тоже галечное, глубина увеличивается достаточно резко, на расстоянии 3-5 метров от берега глубина приближается к 2 метрам. На мысе в месте впадания Нечепсухо в море можно найти места с более пологим дном.

На пляже предлагаются всевозможные водные развлечения – катание на банане, таблетке, гидроцикле, параплане, прыжки с вышки и т.п., а так же матрасы, лежаки, зонтики и прочий пляжный инвентарь напрокат. Стоимость аттракционов разнообразием не радует – практически любая развлекуха (ну разве что за исключением параплана) стоит 50 руб., варьируется только длительность или количество подходов.

Непосредственно на пляже можно приобрести разливное пиво или квас, а частные торговцы весьма колоритной внешности предлагают угощения домашнего приготовления – чурчхелу (эдакие сосульки, состоящие из орехов, изюма и т.п., залитых крутым желе из фруктовых соков), пирожки, пирожные, орехи, фрукты, вареную кукурузу, сушеную рыбу, раков, креветок. Ко всему этому в качестве напитков — домашнее вино, коньяк, чача.

Центральный пляж переходит в зону отдыха, здесь расположились разнообразные аттракционы для детей и взрослых, а так же куча кафешек, с караоке и живыми исполнителями. Стандартный обед обходится примерно в 90-180 руб. с человека, а вечер с шашлыками и пивом/вином – от 300. В счет будет так же включено 10% от суммы за обслуживание и 20-30 руб. с человека за живую музыку (при наличии таковой).

Качество приготовления пищи вполне приемлимое, но часто зависит от смены поваров. Первые пару дней есть смысл походить по разным кафе, чтобы выбрать самое подходящее по уровню цен и качеству. Здесь же, в зоне отдыха, в непосредственной близости от пляжа расположены несколько пансионатов и гостиниц. Но, как мне кажется, жить в них – удовольствие весьма сомнительное, из-за постоянного людского потока перемещающегося с пляжа и на него, а вечером – из-за громкой музыки, играющей почти до рассвета в каждом кафе.

За зданиями гостиниц проходит собственно Морская улица, основное ее наполнение – торговые точки. На берегу реки – магазинчик Туапсинского винзавода с неплохим вином по цене 55-75 руб/литр и коньяком за 240 руб/литр. В конце, начале и середине улицы – мини-рынки, здесь торгуют фруктами, овощами, сувенирами, пляжными принадлежностями и всякой другой мелочью. Улица включает в себя и несколько примыкающих переулков, в одном из которых было наше жилище.

Справа от устья реки тоже небольшая курортная зона с уютной набережной, а берега реки соединяет подвесной мостик. Речка Нечепсухо в летний период мелководна, но, судя по солидной дамбе, устроенной по берегам, в период половодья с гор идет достаточно мощный поток воды. Центр поселка расположен на трассе М4, здесь же продовольственный и промышленный рынки, магазин сети «Магнит», Сбербанк. В конце поселка – уютный сервис-центр «РосНефть», включающий в себя АЗС, автосервис, мойку, кафе, стоянку и просто живописную территорию, украшенную забавными скульптурками.

Джубга

Джубга – второй по величине населенный пункт Туапсинской курортной зоны. Неширокий песчано-галечный пляж в уютной бухте, стандартный набор развлечений и мест отдыха и… невероятное количество народа. Как я уже писал, Джубга — первый курортный поселок, в который попадают измученные дорогой автопутешественники, свернув с трассы М4 в сторону Сочи.

Сразу же по обочинам на вас сваливается огромное количество предложений по размещению, и неудивительно, что очень многие из тех, кто едет к морю на автомобиле, остаются именно тут. Зачем ехать дальше, если можно не ехать? И хотя место для проживания можно найти без проблем, но джубгский пляж не в состоянии вместить столько отдыхающих, в час пик здесь практически негде поставить тапочки, а к морю нужно идти буквально по телам. Да и большинство санаториев и гостиниц расположены на другой стороне автодороги, поэтому ежедневный поход на пляж связан с пересечением весьма оживленной (особенно в выходные дни) автомагистрали.

Справедливости ради стоит отметить, что рынок в Джубге лучше, чем в Новомихайловском, особенно продуктовый – в большем разнообразии фрукты/овощи, местные лесные орехи по доступной цене, а также всевозможные домашние вина, которые вам предложат попробовать совершенно бесплатно. Формально торговать самодельным вином естественно запрещено и местные стражи порядка иногда шугают продавцов, но, видимо, спрос на такую продукцию есть и тебя буквально хватают за руку с предложением попробовать.

Лермонтово

Вопреки названию, известный русский поэт здесь никогда не был. В 1837 году на месте поселка стояло Тенгинское военное укрепление и именно сюда был отправлен служить М.Ю.Лермонтов, но до места назначения так и не добрался. Поселок как самостоятельный населенный пункт был зарегистрирован в 1958 году и стал постепенно развиваться как курортная зона. Лермонтово примечательно свои пляжем «Золотой берег» — двухкилометровый песчаный берег шириной до 50 метров. Часть этой территории занимает огромный автокемпинг, пляж отделен от поселка все той же дорогой, перейти через которую можно либо по перекидному мосту, либо по пешеходному переходу. На пляже мы не были, но по многочисленным отзывам бывавших там, он находится не в самом лучшем состоянии, да и автокемпинги не прибавляют ему красоты.

За поселком трасса идет вдоль моря. Слева – разнообразные санатории и детские лагеря, а вдоль обрывистого берега – снова кемпинги. Издалека становится видно высокую стелу в виде алых языков пламени – центральный вход в детский лагерь «Орленок», который протянулся на несколько километров вдоль замечательного песчаного пляжа.

Ольгинка

Набережная этого поселка, расположенного в 10 км от нашего в сторону Туапсе, несколько отличается от джубгинской и новомихайловской, причина тому – постепенное увеличение высоты жилой зоны над уровнем моря. Набережная в Ольгинке как бы возвышается над пляжем на 5-7 метров, а вниз ведут несколько лестниц. Вообще поселок вызывает двоякое ощущение. С одной стороны – современные здания санаторно-гостиничных комплексов, оригинальная прибрежная зона, но, видимо, не доведенная до логического завершения. С другой – неровная грунтовая дорога к морю, друг на друга налепленные аттракционы, именуемые луна-парком, тут же ютится минирынок.

Одной из главной достопримечательностей Ольгинки можно считать оздоровительный комплекс «Орбита», занимающий большую территорию в северной части поселка. Ухоженные аллеи, разнообразная растительность, миниаквапарк, собственный участок пляжа – приятно приехать погулять среди всего этого великолепия. А еще в «Орбите» есть киноконцертный зал примерно на 400 мест, самый большой на побережье от Джубги. Сюда заезжают с концертами «звезды» различных жанров, гастролирующие в летний сезон по побережью Черного моря. Мы приезжали на концерты дважды – сначала на шоу сочинской команды КВН «Утомленные солнцем», а затем – на концерт Вячеслава Бутусова и группы «Ю-Питер».

Туапсе

От Новомихайловского до Туапсе – около 40 км. Но чем ближе к городу, тем дорога становится все более «серпантинистой», поэтому путь занял у нас около часа. Сложность дороги компенсируется прекрасными видами окрестностей – дорога то углубляется в горы, петляет между почти отвесными скалами с одной стороны и уходящими вниз склонами с другой, то неожиданно выворачивается почти к морю, открывая взору бесконечную водную гладь. Красотища!

Туапсе хоть и считается центром одноименного курорта, но сам по себе больше является портовым городом. Здесь нет такой кутерьмы, как в Анапе, на улицах почти не встретишь табличек о сдаче жилья. Городской рынок, в отличие от того же анапского, немноголюден, как в плане покупателей, так и в плане продавцов, да и ассортимент больше ориентирован на местных жителей, нежели на отдыхающих.

Основными зонами отдыха можно считать два городских пляжа, расположенных с обеих сторон города в устьях впадающих в море рек, и городскую набережную с парком, с которой открывается великолепный вид на акваторию морского порта. Пляж в Туапсе песчано-галечный, с преобладанием песка, широкий у реки и постепенно сужающийся до узкой каменистой полоски под скалами. На примыкающей к пляжу территории – все, что нужно отдыхающим: автостоянка, многочисленные кафе, магазинчики, аттракционы, прокат пляжных аксессуаров. Пляжи чисты, ухоженные. Но их минус в том, что оба пляжа находятся на приличном расстоянии от жилых районов, поэтому чтобы добраться до них, придется воспользоваться личным или общественным транспортом – не всех это устроит. Из-за этого и цены на жилье для отдыхающих в городе несколько ниже, чем в окрестных курортных поселках.

Геленджик

Утро было пасмурным… Но нас это вполне устраивало, так как на этот день мы запланировали поездку в Геленджик, а нежаркая погода была как раз кстати и для дороги, и для прогулок по парку и набережной нового для нас города. Расстояние в 90 км мы планировали проехать примерно за полтора часа. И оно бы так и вышло, если бы примерно через 30 км мы не попали в зону дождя. Сначала это был просто мокрый асфальт, затем мелкий дождичек, а на подъезде к городу за окном машины уже шел настоящий ливень. Но поворачивать назад смысла не было и мы, надеясь на лучшее, въехали в город.

Центр города встретил нас стеной дождя и сплошной пробкой на каждом перекрестке. Можно представить интенсивность движения в городе в хорошую погоду, если даже в сильный ливень здесь столько машин. В конце концов мы доползли до парка «Адмирал Врунгель», но так и не переставший лить дождь отбивал все желание выходить из машины. Собственно и о прогулке по набережной не могло быть и речи. Посовещавшись, мы развернулись в сторону рынка. Немного поплутав среди окрестных улиц, мы сумели припарковаться неподалеку от рынка, но ни сил, ни желания туда идти не было, поэтому мы сквозь стену дождя пробрались в ближайшую пиццерию, где, перекусив, решили не ждать «с моря погоды» и ехать обратно. К тому времени по городским улицам уже текли приличные потоки воды, в некоторых местах ручьи у края дороги доходили почти до уровня дверей. Быстрее отсюда, пока нас не смыло в море!

Дорога обратно только добавила адреналина – езда по горным дорогам в условиях проливного дождя и ограниченной видимости для автолюбителя с равнинной части России – экстрим еще тот. Но все страшное когда-то проходит, дождь постепенно сошел на нет, и нам открылась прекрасная картина гор, вершины которых укутаны остатками пролившихся туч. Впечатляющее зрелище!

Как оказалось, дождь шел за нами по пятам – в Новомихайловском он начался буквально через полчаса после нашего приезда. Но мы были уже дома.

Дорога обратно

Двенадцать дней отдыха пролетели незаметно, вот уже пора в обратную дорогу. Суббота, 8:30 утра… Прощай, Новомихайловский!

Горный участок трассы М4 прошли незаметно, видимо за время отдыха уже накопился некоторый опыт езды по горным дорогам. Вот уже закончился Краснодарский край, делаем небольшой привал в районе Сальска, на часах 15:00, планируем, что при таком же темпе мы доберемся до гостиницы в Волгограде до наступления темноты. Но все вышло иначе… Выехав из очередного населенного пункта я вдруг почувствовал, что машина не набирает скорость, хотя обороты двигателя растут. Сцепление!!! До ближайшего поселка Зимовники 15 км, сажусь на трос. По трассе в поселке нет ни одной СТО, ребята из шиномонтажа подсказывают, как проехать к местному умельцу-частнику. Но при виде Оки он сразу отказывается даже смотреть, но дает дельный совет – ехать в ближайший крупный город – Волгодонск. Это в сторону от намеченного пути, но до Волгограда мы так вряд ли доедем. За время буксировки сцепление немного остыло, поэтому до Волгодонска (60 км) мы доехали свои ходом, на скорости 70 км/ч. Суббота, седьмой час вечера, вряд ли что-то есть работающее из СТО. Две первых встретившихся на пути станции были закрыты. Мы разговорились с водителем иномарки, приехавшим на мойку, он позвонил знакомым ребятам из гаражного сервиса и они согласились нам помочь. Обсуждение проблемы было недолгим, в любом случае надо снимать коробку и смотреть сцепление. Время было уже вечернее, поэтому договорились на утро. Ребята подсказали нам дорогу в центральную гостиницу, где мы и расположились на ночлег.

В 9 утра следующего дня мы были в гараже. Снятие коробки и сцепления заняло примерно полтора часа, затем был поставлен диагноз – диск сцепления под замену. К часу дня ремонт был закончен. Большое спасибо Игорю и его друзьям (гаражный городок на въезде в Волгодонск со стороны Зимовников), если они или кто-то из их знакомых читает эти строки! Проблемы с машиной обошлись нам в 1350 рублей и примерно в 7-8 часов потерянного времени. Впереди еще 1100 км…

Самое трудное перебороть себя после 3-4 часов езды, после включается второе дыхание и можно ехать уверенно. Регистрация на посту на выезде из Волгодонска, Дубовское, Котельниково, Волгоград, Камышин… В 10 часов вечера сворачиваем с объездной Саратова на Сызрань. Едем прямой дорогой, так как плутать в темноте по селам Пензенской области и по обочинам вдоль ремонтируемых дорог желания нет.

Качество дороги переменное – средняя скорость в темноте около 70 км/ч. После Елшанки – несколько километров разбитой дороги, которые неожиданно переходят в недавно отремонтированную – с разметкой и отбойниками по краям. Такая дорога идет примерно до Вольска, дальше до Хвалынска – снова от среднего до плохого.

Подъезжаем к Хвалынскому лесхозу, ожидаем страшной дороги, что была в прошлом году. Но видимо все-таки кое-какой ремонт ведется, по лесу мы едем без проблем, и вот-таки упираемся в самый разбитый участок. Ямы и кочки на пол-дороги, фигурное вождение на первой скорости в свете фар длится около 2 км, затем основная дорога перекрыта – ремонт. Съезжаем на временную, укатанную из щебня и гравия. Но и здесь особо разогнаться не получается – дорога разбита грузовиками, едем 20-30 км/час около 10 км. Ну а дальше – легче.

Саратовская область заканчивается, дорога улучшается, еще немного – и вот они, огни родного города, пустые ночные улицы… 4 утра, мы дома! Все хорошо, что хорошо кончается, несмотря на возникшие проблемы, отпуск удался. 50 грамм коньячку с дороги – и спать, впереди снова рабочие будни и постоянно появляющиеся мысли о будущих поездках…

www.woland.info/2005-tuapse

Oleg Ionov
08/09/2005 01:59

Источник