Скользящие тени меж зелёного бамбука (13 писем другу из Пекина) — 4

ноябрь 2009

Письмо 9.

Дикий гусь не имеет намерения оставить след в воде.

Вода не имеет желания удержать отражение гуся.
Чаньские Изречения

А теперь пришло время рассказать тебе о моих самых любимых местах Пекина, которые если и не являются «мегасасайтами» столицы (по выражению К. Генша), но не только достойны посещения, но и обязательны для посещений.

Это парк Бэйхай и район Шичахай. Мне трудно сформулировать, чем эти места лучше Запретного города или Парка Неба, но претензия на объективность не самый лучший способ доказательства чего-либо, часто они остаются всего лишь претензиями.

Сначала мы проникнем в парк Бэйхай — классический китайский парк, в котором и остров насыпной имеется и искусственное озеро занимает половину территории, и который, к тому же, старше Гугуна, а в своё время являлся составной частью императорского «запретного города» (т.е. закрытым для посещения простым смертным), и в котором, помимо ламаистской пагода (Белая Ступа), возвышающейся в центре острова на 36 м, много чего есть, и на который и полдня не хватит.

Побывать в нём очень просто (выйти из Гугуна и пройти наискосок налево, т.е. на северо-запад), войти в Бэйхай через Южный вход и дойти до Северного Входа вдоль озера. Выйти из него, как раз напротив района Шичахай.
Большинство зданий, стоящих сейчас в парке, были сооружены во время правления императора Цяньлуна династии Цин (вот уж строитель был !). Кроме павильонов, террас и залов в парке появились Павильон Пяти Драконов и Стена Девяти Драконов, а также храмы Открытого Счастья и Маленький Западный Рай. Именно тогда парк окончательно приобрел теперешние очертания и размеры. Впервые он был открыт для публики в 1925 году, а в 1961 году правительство взяло парк под свою защиту.
Вообще говоря, в Парке Байхай можно выделить четыре района для, опять же, обязательных посещений (или, как пишет К. Генш, «суперсайтов»): Нефритовый Остров вместе с Белой Ступой, Круглый Город с Нефритовой Чашей, стена Девяти драконов и собственно восточный берег озера с его павильонами выходящие на воду, зигзагообразными мостами, крытыми переходами, ведущими вокруг холмов и прудов и т.п.

Сразу за Южным входом в Парк расположен Круглый Город, стоящий на платформе, окруженной полукруглой стеной, причём довольно высокой. Главное строение Круглого Города — Зал Обретенного Света. Отсюда императоры династии Мин наблюдали за фейерверками. Начиная с династии Цин, зал был переделан в буддистскую часовню. Там установлена статуя Будды, вырезанная из цельного куска белого нефрита.

Перед Залом Обретенного Света стоит павильон с сосудом из темного нефрита для вина. Чаша украшена драконами, морскими коньками и рыбками, играющими в волнах. Этот кувшин стоит сейчас под крышей небольшого павильона. Во времена Хана Хубилая (IIY век) основателя династии Юань, эта чаша использовались для хранения вина. Когда здание дворца, в котором находилась чаша, было разрушено, чаша исчезла и как-то попала в руки даосских монахов, которые использовали её для квашения капусты. Только когда император Цяньлун (всё тот же !) начал реконструкцию Парка, чашу нашли и в 1745 году возвратили на место в центр Круглого Города.

Еще одной достопримечательностью Круглого Города являются древние сосны, возраст которых достигает 800 лет. Эти сосны не только впечатляют своим обликом и «старостью», но и ухоженностью, что ли. Все они огорожены и описаны. Например, на востоке от Зала Обретенного Света растёт сосна, высотой 10 м и диаметром 1 м. Подсчитано, что тень от этого дерева составляла площадь 100 м2. Это дерево было названо «Маркиз Тени», потому что давала императору тень жарким летом. На дереве установили громоотвод и дерево все еще живо и продолжает расти.

Другая белоствольная сосна, высотой 20 м., имеет своё название «Генерал в Белой Одежде». Кстати, так назвал её всё тот же Цяньлун.

Теперь мы перейдём через мост и попадём на Нефритовый Остров. Искусственный (т.е. насыпной) Нефритовый остров весь застроен залами, павильонами и каменными садами. Белая Ступа, стоящая в центре острова — символ парка Бэйхай. Белая Ступа построена в буддистском стиле и отличается от хорошо известных пагод по форме. В то время как пагода это многоярусная пирамидальная башня, то ступа это одиночная круглая структура увенчанная шпилем с золотым наконечником, позолоченным шаром. Белая Ступа возносится на высоту 35.9 метров, и она была построена в 1651 году в честь визита Далай Ламы. Она построена из кирпичей и камней, окрашенных белой известью. Входа в нее нет и, считается, что внутри хранятся тибетские буддистские скульптуры, одежда Ламы и другие священные предметы.

Если от Белой Ступы спустится по северному склону холма, то через искусственные скалы, пещеры и крытые лестницы, попадаешь в Длинный Коридор на северном берегу Нефритового Острова. Сторона коридора, обращенная к озеру — открытая, а другая закрыта зарешеченными окнами. В центре Длинного Коридора расположен ресторан «Фаншань». Он имеет 80- летнюю историю и впервые был открыт для публики в 1925 году. Я не обедал в этом ресторане, но считается, что в нём сохраняются традиции кухни императорского двора, где блюда готовились только для членов императорской семьи. Например, для вдовствующей императрицы Цыси здесь готовилось до 108 различных блюд. Сейчас ресторан может предложить до 800 блюд, основанных на рецептах императорской кухни династии Цин. Так что, кто играет в эти игры и кому всё это интересно, то может и посетить оное заведение.
Далее мы прогуляемся по Парку вдоль озера среди ивовых аллей. По обеим берегам озера не счесть павильонов, дворцов, аллей, садов с каналами, мостиками, беседками… И всё это разных эпох, династий и китайских витиеватых названий. На посещение всего этого нужно прежде всего время, которого, как всегда, нет, поэтому я осмотрел Стену Девяти Драконов и вышел из Парка через северный выход.

На полпути этой прогулки расположен «сад в саде». Это Хаопуцзянь. Сад был создан в 1757 году при императоре Цяньлуне. Он создавался для отдыха и восхищения природой. Император и его жены часто приходили сюда наблюдать за рыбками. Император Цяньлун даже давал здесь банкеты для высокопоставленных лиц. А вдовствующая императрица Цыси, например, любила приходить сюда в летние дни и слушать легенды и разные истории. В саду этом есть Дворцовые Ворота, Комната для Наблюдения за Облаками и Комната для Наслаждения Цветами.
Кстати, название сада Хаопуцзянь происходит от имен двух рек в древнем Китае: Хао и Пу (буквальный перевод — между реками Хао и Пу). С рекой Хао связана одна легенда. Великий философ Чжуан Цзы стоял на берегу реки Хао и говорил другому философу Хуэй Ши: «Рыбы выпрыгивают из воды, и они очень счастливы». Хуэй Ши удивился: «Вы не рыба. Откуда вы знаете, что они счастливы ?». На что Чжуан Цзы отвечал: «Вы не я. Откуда вы знаете, что я не знаю, что рыбы не счастливы ?». Изощрённая логика, да ещё в IY веке до н.э., ты не находишь ?
Вообще, должен тебе сказать, что китайцы величайшие «болтуны»: от Конфуция до современных мыслителей. В виде притч и легенд, которые есть всего лишь форма мысли. На мой взгляд, это у них так же получается, как пошив американских джинсов, но джинсы носит весь мир, а философов знает не каждый (да, и интересуется ими не всякий), поэтому эти философы гораздо меньше известны, чем они того заслуживают. Например, Чжуан Цзы (IY век до н.э) считал, что нет объективных критериев для установления истинности или ложности высказываемых суждений, а поэтому нельзя определить, какое из двух суждений истинно или ложно, а Хуэй Ши был главным представителем тех, кто обращал внимание на значительную неадекватность чисто внешних характеристик вещей, ибо каждое наименование, отражающее характер вещи, происходит при сравнении ее с другими вещами. Каково ? Да, ещё в IY веке до н.э. ?

Стена Девяти Драконов стоит невдалеке от этого сада Хаопуцзянь или от Храма Западного Рая, кому как больше нравится. Она была построена в 1756 году при императоре Цяньлуне. Императору очень понравилась подобная стена, которую он увидел в городе Датуне. Поэтому он приказал построить ее копию в столице. Стена эта самая большая и красивая в Китае: в высоту 5,96 метра, в длину 25,52 метра и в ширину 1,60 метра. На каждой ее стороне изображены по девять больших драконов, летящих в облаках над морем, а также множество маленьких. Общее количество больших и маленьких драконов на панно — 635. Барельеф на стене сделан из 424 кусочков полированных плиток и кирпичей семи цветов. Это яркий пример классической китайской архитектуры. Более двух столетий не смогли изменить цвета и блеск этой работы.

Вот и всё о Парке Бэйхай. Место это замечательное во всех отношениях и ходить там можно до бесконечности. Но на это нужно гораздо больше времени.

Юрий Тихонов
01/06/2010 16:43

Источник