Путешествие в Индию

апрель-май 2010

Представляю отчёт о месячном одиночном (почти) бэкпекерском путешествии по Индии, совершенном в апреле-мае 2010 г.

Летал «Катар Эйрвэйс» Москва-Доха-Дели, стоило около 19 тысяч рублей – ненамного дороже, чем прямой рейс «Аэрофлота». Довольно удобно, с короткой стыковкой, к катарцам претензий никаких.

Для переездов между городами в Индии использовал большей частью поезда, наиболее комфортабельный вид внутрииндийского наземного транспорта. Они, конечно, часто опаздывают, но в отличие от самолётов, их не отменяют. Для ночных переездов предпочтителен трёхполочный кондиционированный класс (3А) и нижняя полка – на верхней от неотключаемого кондиционера ноги мёрзнут даже под тёплым одеялом. Для длительных дневных поездов – 3А и верхняя полка. Для коротких дневных переездов (как из Агры в Джайпур) сойдёт и обычный слиппер.

Автобусные перевозки, как и качество дорог в Индии, находятся на крайне-низком уровне. Локал басы использовал для коротких поездок по окрестностям и недлинных переездов. Делюкс басом воспользовался на маршруте Джайпур-Дели, путеводители называли его «экселлент», но до сирийских «лакшери пульманов» ему далеко.

Внутри городов использовал автобусы (иногда), в Колкате – метро и паромчики через реку Хугли. Ну и главным образом, разумеется главный вид индийского общественного транспорта – авто- и велорикши. В Колкате есть и человеческие рикши, но не ездил.

В отличие от Ближнего Востока, где в прошлом году удалось вывести универсальную формулу торга с таксистами, в Индии с рикшами этого не получилось. Так что, выход один – заранее, из путеводителей или от незаинтересованных местных (вроде попутчиков по купе) узнаёте примерную цену. Далее идёт торг – рикшавали называет свою цену, вы ему – свою. Если он решает, что вы – тупая белая обезьяна, не понимающая его «уан хандред рупиес», и повторит цену, то смело посылайте его, можно с матом:) Если начнутся разговоры про «утренний тариф» и т.п., и в результате высветиться некая компромиссная цена – можно торговаться.

Наиболее сложен торг в туристических центрах вроде Дели, Агры или Пури – нередко, более-менее пристойной цены удавалось добиться со 2-3 рикши. А вот в нетуристических местах вроде Бхопала, Райпура или Патны фантазии местных рикшевозов обычно хватает только на то, чтобы взять с вас рупий на 10 больше, чем с местных – в таких случаях даже не торговался.
Кстати, если владелец коляски с ходу соглашается на вашу цену, это повод насторожится – возможно, ваш маршрут будет расширен за счёт незапланированного заезда в какую-нибудь лавку его дальнего родственника/хорошего знакомого либо предстоит жёсткий торг после поездки. Такое со мной было в Агре. Тут рецепт прост – железно стойте на заранее-обговоренной цене, если что – угрожайте обращением к полиции. Да, ещё у рикши может не быть сдачи – тоже не стоит идти на поводу, бумажки всегда можно легко разменять в ближайшей лавке.
Если вы приезжаете в город поездом, у вас есть хорошая возможность избежать очередного раунда «торга по-индийски» – на привокзальных площадях любого крупного индийского вокзала имеются будки препейд-авторикш. Принцип работы такой же, как на стойках препейд-такси в аэропортах.

Мобильная связь в Индии очень дёшева (10 рупий – минута звонка на мобильник в России), операторов много, есть даже МТС. Подключался к «Эйртелу», поскольку у них была стойка в Делийском аэропорту – симка стоила 300 рупий. Для подключения требуется паспорт и паспортное фото.

С банкоматами в Индии проблем никаких, они обильны и обычно подключены к международным сетям. Предпочтительны банкоматы крупных частных банков вроде HDFC или AXIS (у ICICI стоит дурацкая программа, дающая секунды для раздумывания над каждой операцией) – в банкоматах государственного SBI длинные очереди, как в нашем Сбере.

Путеводители – использовал последние издания (осень 2009 г.) «Лонли Плэнета» и «Футпринта». Оба неплохи и оба не без ошибок – особенно часть «ЛП» по Мадхья-Прадешу.
Маршрут был такой: Дели-Бхопал-Канха-Райпур-Бухбанешвар-Пури-Колката-Бодгая-Патна-Каджурахо-Джанси-Гвалиор-Агра-Джайпур-Дели. Был разгар жаркого сезона, солнце палило и 35-40 градусов жары. В Райпуре даже 47-м! Только в Колкате пару раз налетали грозы с ливнями – первые признаки приближавшегося сезона дождей.

Бхопал – столица штата Мадхья-Прадеш, оттуда съездил в Санчи – около часа езды на автобусе. Буддийский комплекс первых веков нашей эры отнесён к списку всемирного наследия ЮНЕСКО, действительно интересный комплекс памятников, особенно ограда ступы № 1и т.н. монастырь № 53.

Ехать в Индию в год тигра и не посмотреть тигров в дикой природе было как-то неправильно. Наилучшие условия для этого (как и наивысшая плотность тигрового поголовья) – в трёх национальных парках на юго-западе Мадхья-Прадеша. Выбрал из них Канху – добираться поездом до Джабальпура, оттуда автобусом через Мандлу до Кисли Гэйта. Тут только могу присоединится к совету «ЛП» – в Канхе останавливаться надо в «Багира Лодже»/»Турист Хостеле» на территории самого парка, в настоящем мауглиевском лесу, где даже мобильник сеть не ловит. Сафари на специально-оборудованных джипах проводятся утром и вечером, стоят для иностранцев 3260 рупий за джип. Отличие утреннего сафари в том, что во время них для просмотра тигров используются верховые слоны (600 рупий). В общем, всем советую – прокатится на слоне, посмотреть тигров, барасинх, павлинов, читалов, гяуров, шакалов и прочих обитателей парка.

Выбирался из Канхи через Райпур, столицу штата Чаттисгарах, не содержащую ничего, достойного внимания.

Затем был штат Орисса. Столица его Бхубанешвар – один из самых удобных для жизни индийских городов, тут даже супермаркеты имеются! Из исторического наследия интересны построенные тысячелетие назад храмы в специфическом орисском стиле, украшенные скульптурой. Только храм Раджарани является музеем, остальные – действующие, а в самый почитаемый Лингарадж нехинду не пускают. В окрестностях Бхубанешвара стоит посмотреть джайнские пещеры в Удайягири.

Пури – курортный город на берегу Бенгальского залива, на прибрежной Си-Ти Роад есть масса отелей и гестхаузов на любой вкус и уже строятся многозвёздочные монстры. Имеется обширный Золотой пляж с высоченной прибойной волной, по которому ходят граждане, именующие себя «фишерменами» и предлагающие жемчуг, чёрный жемчуг, алмазы, марихуану. Они уже овладели азами русского языка.

Пури – удобная база для поездки в Конарк, к одному из знаменитейших памятников средневековой Индии – храму Солнца. Автобус из Пури идёт около часа, входная плата для иностранцев, как и в прочие места, включённые в список Всемирного наследия ЮНЕСКО – 250 рупий (для невключённых – 100 рупий). Храмовый комплекс заслуживает нескольких часов внимательного осмотра, и произвёл на меня гораздо более сильное впечатление, чем храмы Каджурахо.

В Колкате провёл 4 дня, достопримечательностей в одном из четырёх мегалополисов Индии масса. Для меня же, Колката, прежде всего, памятник величия Британской Империи, над которой не заходило солнце. Сооружения, монументы и обычные дома эпохи Раджа стали одним из трёх ярчайших впечатлений этого путешествия. Из них особо стоит выделить церковь Сент-Пол с остатками английского кладбища, Монумент Виктории и памятник павшим в Первой Мировой. Обычно в Колкате советуют посетить места, связанные с деятельностью матери Терезы и Рабиндраната Тагора, но этот город связан и с именами других великих людей. Для тех, кто серьёзно интересуется историей Индии, очень советую посетить Нетанджи Бхаван – дом-музей Субхаша Чандры Боса. Ну а для тех, кому более интересны Рамакришна, Вивекананда и индуистское возрождение 19-го века, обязателен для посещения Белур Матх – штаб-квартира миссии Рамакришны с большим музеем по истории организации.

Главной достопримечательностью штата Бихар является Бодгая – место, где Гаутама достиг просветления и стал Буддой – главное место на Земле для буддистов. С железнодорожного вокзала Гаи туда ходят маршрутные авторикши-викрамы. Бодгая – небольшая деревушка, центром которой является храм Махабодхи, воздвигнутый рядом с тем самым баньяном, под которым просветился Будда. Дерево сохранилось, правда не в изначальном варианте. В связи с таким статусом Бодгаи в ней имеется большое количество буддистских монастырей и храмов, построенных разными странами, исповедующими буддизм, в своём национальном стиле. Пожалуй, ходить по этой «выставке достижений современного буддизма» интереснее, чем посетить храм Махабодхи.
Столица Бихара Патна имеет кое-какие достопримечательности вроде британского зернохранилища Голгара или абсолютно невпечатляющих раскопок древней Паталипутры. Но приехать сюда стоит не ради них, а для того, чтобы посмотреть на абсолютно нетуристическую, весьма бедную, грязную и депрессивную Индию. Можно увидеть массу интересного. Только предупреждение – большинство отелей в Патне иностранцев не селит, а информация по отелям в «ЛП» абсолютно недостоверна. Ещё в Патне не рекомендуется гулять в тёмное время суток, а полицейские по железнодорожному вокзалу ходят в бронежилетах и с автоматами.

Из Патны поездом добрался до Сатны, а оттуда автобусом до Каджурахо – знаменитой туристической деревни с массой средневековых храмов, украшенных прекрасной скульптурой. Только 10 % её содержит эротические мотивы, но Каджурахо прославлена на весь свет этой «Кама-сутрой» в камне. На осмотр храмов (платная Западная группа, условно-бесплатные Восточная и Южная группы, ну и всякая мелочь) хватит полутора дней. К Западной группе приходить надо максимум к 7 утра, чтобы осмотреть всё без толп. Ещё не пропустите весьма любопытный музей джайнской скульптуры около джайнских храмов Восточной группы.

А вот с выбиранием из Каджурахо вышел облом – «ЛП» и «Футпринт» обещали регулярные автобусные рейсы до Джанси весь день, на практике выяснилось, что ходят они только по утрам. И пришлось ехать на еле ползущем обычном поезде, в котором были только вагоны 2-го класса.

Гвалиор знаменит своей средневековой крепостью, господствующей над городом. Хотя, как многие подобные объекты, лучше она смотрится снаружи и путь к главным воротам гораздо интереснее посещения её внутренностей. Ещё не пропустите джайнских колоссов на западном входе в крепость. А на улице по пути к крепости с востока имеется небольшой парк с вечным огнём – мемориал на месте кремации знаменитой Лакшмибай, названной на входе «махарани Джанси».

3 часа занимает дорога автобусом от Гвалиора до Агры – главного туристического города Индии с наибольшим уровнем хассла. Жить тут стоит у Таджа, хотя качеством здешние отели не блещут, да и уровень общепита – худший из всех посещённых в Индии мест. Тадж-Махал ходят смотреть на рассвете – к 6-ти утра быть у западного входа. Неплохие виды Таджа открываются ещё с двух мест. С противоположного берега Ямуны от Мехтаб Багха. И с берега Ямуны восточнее Таджа – просто пройти вдоль восточной стены Таджа до упора. А вот с Красного форта виды не очень – из-за смога.

Билет в Тадж стоит 750 рупий и при посещении в тот же день 4-х других достопримечательностей Агры и окрестностей можно сэкономить 80 рупий. Наверное, не стоит:) Ближайшая к Таджу «другая достопримечательность» – Красный форт, считается, что лучше сохранился, чем аналог в Дели. Но более интересен мавзолей Итмад-ад-Даулы , прозванный местными «Бэби Таджем», на другом берегу Ямуны.

Две других «главных достопримечательности» находятся за городом – мавзолей Акбара в Сикандре и Фатехпур-Сикри. Помимо вышеперечисленного, в Агре можно найти и кое-что ещё интересного. Сам советую Джама Масджид – главную мечеть могольской Агры. Там правда сейчас идут какие-то вялые реставрационные работы.
«Розовый город» Джайпур запомнился лучшими бюджетными отельчиками за всё время путешествия –троица их («Пёрл Палас», «Читра Нивас» и «Кальяни») находятся на тихой улочке в районе богатых особняков. Из городских достопримечательностей наиболее интересны Хава Махал (вид снаружи) и Джантар Мантар (а тут интересно внутри). Ну и любимый индийскими киношниками форт Нахаргар для видов города.

Подводя итог, скажу, что Индия – обязательная страна для посещения любым путешественником. И что всё в Индии трудно увидеть за одно путешествие. Но каждый найдёт тут то, что ему интереснее.

antinormanist
18/06/2010 14:59

Источник