Прощай, «Сто сорок третья»!

лето 2014

Брошенные древние корабли на дне высохшего моря, забытые памятники бурного прошлого — торчат в долине золотоносной реки ржавые, ободранные, разорённые остовы драг, уже наполовину скрытые обступающими их молодыми деревцами, успевшими за четверть века подрасти на галечных отвалах.

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Драга — это плавучий горно-обогатительный комбинат, смонтированный на понтоне. Рама с движущимися ковшами опускается под воду и черпает со дна породу, поднимая её наверх, внутрь драги, где работает обогатительное оборудование. Самая крупная советская драга — уникальная 600Д (драга № 601 объединения «Лензолото»), выпущенная на Иркутском заводе тяжёлого машиностроения (ИЗТМ). Больше двадцати лет (с 1969 по 1992 год) она отрабатывала глубокую золотую россыпь реки Маракан в Иркутской области. Этот мастодонт, по сей день остающийся в мировой золотодобыче самой большой речной черпаковой драгой, имел длину 236 метров, 169 ковшей ёмкостью 600 литров каждый и мог поднимать около полутора тысяч тонн породы в час с глубины до 50 метров. Участь «Шестьсот первой» незавидна: в смутные девяностые, именно тогда, когда стремительно рушилась вся система государственной золотой промышленности, она затонула, будто не выдержав такого позора — очень символично.

На приисках долины реки Большой Тарын, в системе комбината «Индигирзолото», в восьмидесятые годы работали три драги. Размерами, конечно, поменьше, чем «Шестьсот первая». Судя по внешнему виду, это изделия того же ИЗТМ с ёмкостью ковшей 250 литров. Нет, они не утонули, а просто опустились на дно своих котлованов и остались там навсегда. От полного разграбления их спасла труднодоступность района, но многие детали и оборудование всё же сняли и куда-то вывезли — хоть что-то пригодилось.

Тарынские драги называли по заводским номерам — имён не было. Взглянем на то, что осталось от красавицы «Сто сорок третьей».

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Мощная передняя мачта удерживала ковшовую раму с ковшовой цепью и самими ковшами на ней. Мачта и рама остались, а цепи и ковшей нет.

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Наверху — драгерское помещение, в просторечии драгерка. Оттуда велось управление всей работой драги.

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

«Здесь работает комсомольско-молодёжный коллектив».

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Разор и запустение внутри.

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Давно уже нет ни Магаданского совнархоза, ни могущественного Госкомтруда с его круглой печатью.

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Питание — без отрыва от производства, прямо на драге. Время — золото!

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

«Родопи». Очень популярные были сигареты, болгарские — почти что настоящие иностранные, с фильтром! Кажется, такие продают и сейчас.

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Перекрещивающиеся металлические балки — это основная несущая конструкция драги, которая называется суперструктурой.

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Шлюзы. Именно в них золотые чешуйки отделялись от гальки. Именно здесь золото из абстрактного «содержания в породе», выраженного в граммах на кубометр, превращалось в видимый и осязаемый драгметалл. Неудивительно, что вокруг устроено ограждение из частой сетки.

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Особо неустойчивых предупреждают: «Драгоценный металл — собственность государства». Но хищения были. Всегда. Даже в суровое «сталинское» время.

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Вот на этих невзрачных резиновых ковриках оседало золото. Отсюда валютный металл начинал свою долгую дорогу, чтобы в конце концов осесть в подвалах Госбанка СССР или уйти на Запад, перевоплотившись в импортные станки и удобрения, а также финскую салями, французские духи и пресловутые джинсы «Монтана».

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Видна оконцовка промывочной бочки. В ней мелкая фракция породы (эфель) отделяется от крупной (галечной). Первая идёт дальше на шлюзы, вторая — в отвал.

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Внутри вдоль всей бочки тянется оросительная труба: обогащение — дело мокрое!

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Стакер. По нему галька уходит в отвал позади драги.

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Кажется, что люди ушли совсем недавно…

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

«Дражники! Не допускайте непланового простоя драг!»

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Чтобы попасть выше, приходится выйти наружу и забраться по ковшовой раме.

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Здесь механизмы, приводящие в движение ковшовую цепь, и прочие устройства.

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

На самый верх, в драгерку.

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Капитанский мостик забытого корабля.

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

«Слава труду! Слава КПСС!» — да, куда ж без этого…

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Прощай, «Сто сорок третья»! Ты хорошо послужила стране.

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

А вот — типичный пейзаж речной долины после отработки россыпи дражным способом.

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Ландшафт меняется до неузнаваемости и навсегда.

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Зато ручьи-притоки, которым «посчастливилось» оказаться пустыми — не золотоносными — сохраняют нетронутость и дивную красоту, по-северному скромную, застенчивую, и этим особенно трогательную.

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Жизнь продолжается!

Прощай, "Сто сорок третья"! / Россия // yesaul.livejournal.com

Источник: ru-travel.livejournal.com
yesaul
05/09/2014 09:00

Источник