Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв

март 2014

Сегодня такой замечательный, солнечный, весенний день, что невозможно усидеть дома. Самое время для прогулки, отправляемся на улицу Красную, сердце города, тем более,что по выходным дням эта улица превращается в пешеходную зону, машинам въезд запрещен.

Самым замечательным произведением архитектуры Екатеринодара — Краснодара можно назвать здание Краснодарской краевой библиотеки имени Пушкина. Этот особняк, построенный в строгом классическом стиле, стоит лицом к маленькой площади имени Пушкина, представлявшей собой как бы фасад перед его главным входом. К сожалению, архитектурный ансамбль площади, расположенной в самом начале Красной улицы, безнадёжно испорчен огромным зданием краевого суда (слева), которое с недавних пор своей бетонной коробкой вмешалось в хрупкую пространственную гармонию этого уютного уголка.

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

История строительства здания библиотеки очень любопытна. В Екатеринодаре широко торговал мануфактурой армянский купец Борис Чарачев. Однажды он посулил привезти красавице-жене из Парижа комплект дорогих золотых украшений. Но мудрая женщина отказалась от щедрых посулов и попросила нечто совершенно иное: «Построй лучше на эти деньги училище».

Здание Армянского училища было возведено в 1916 году известными архитекторами Н. Козо-Полянским и Л. Эбергом. Средства на его строительство пожертвовал Борис Власьевич Чарачев, и в знак благодарности армянское общество присвоило училищу его имя, о чём гласила надпись на фронтоне. Здесь учились мальчики и девочки в основном, армянской национальности. В залах училища устраивались народные чтения, ставились любительские спектакли и даже проводились заседания Городской Думы. Позже тут размещалась армянская школа, работавшая вплоть до начала Великой Отечественной войны.

Надо отметить, что Чарачев был одним из видных меценатов Екатеринодара, членом общества по борьбе с нищенством. Он выделял деньги на содержание Екатеринодарского театра и его труппы, а в годы Первой мировой войны отчислял немалые средства на нужды армии. По иронии судьбы Борис Чарачев после национализации его магазинов просил милостыню, сидя на ступеньках драмтеатра. Милостыню подавали его бывшие приказчики…

В 1946 году Краснодарский горисполком принял решение передать здание армянской школы библиотеке имени Пушкина, которая и переехала сюда после его восстановления в1956 году.

Реконструкция бывшего здания Армянской школы им. Б.В. Чарачева в 1951-1956 гг. произведена была архитектором А.Н. Ожигановым.

Памятник А.С. Пушкину открыт в июне 1999 года.Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

Практически напротив, чуть правее от библиотеки, по адресу улица Красная, 13 находится Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко — один из старейших художественных музеев на Северном Кавказе.

Музей расположен в здании «Дом инженера Б.Б. Шарданова», который является памятником архитектуры конца XIX века.

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

В конце XIX — начале ХХ века большую роль в жизни Кубани играл кабардинский дворянин Батырбек Бекмуразович Шарданов (Батырбек Бек Мурза). Окончив Петер­бургский институт путей сообщения, Батырбек Шарданов весь свой талант и силы отдал делу строительства Российских железных дорог.

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

С 1897 по 1917 год он работал в Екатеринодаре главным инженером железнодорожного акционерного общества. Кроме своей профессиональной деятельности Батырбек Бекмуразович прославил свое имя и как большой меценат. Он являлся членом Кубанского попечительного комитета о тюрьмах, почетным блюстителем Екатеринодарского общества Владикавказской железной дороги, Кубанского войскового приюта для девиц, Кубанского поощрительного скакового общества, председателем Черкесского благотворительного общества.

В 1905 году Шарданов построил на углу улиц Красной и Графской ( с 1920 года переименована в Советскую) по своему проекту одно из лучших зданий города. Два равнозначных уличных фасада — восточный и северный, — фланкированы ризалитами, два из которых, оформляющие угол, соединяются секущей угол плоскостью, являющейся центром композиции. Акцентный элемент здания — ниша двери выхода не «угловой балкон», выполненная в форме арки.

Над нишей, по оси симметрии располагается лепной картуш с круглым медальоном, в поле которого арабской вязью написано заглавие одной и сур Корана; над медальоном — изображение звезды и полумесяца (такая символика объясняется тем, что владелец и автор проекта был мусульманином). В настоящее время в убранстве здания утрачены фиалы угловых тумб балкона и флюгер.

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

На пересечении улиц Красная и Советская, 39 удивительный по красоте особнячок, когда-то принадлежавший купеческому семейству Тарасовых. 24 марта 1913 года на подворье Армянской Успенской церкви состоялась закладка двухэтажного дома имени Гавриила и Николая Тарасовых, который знаменитые екатеринодарские купцы пожертвовали церковно-приходскому попечительству. Сей благотворительный жест был отнюдь не случайным.

Основателем одной из крупнейших на Кубани фирм «Торговый дом братьев Тарасовых» считается Аслан Тарасов. Армянин по национальности, он переселился со своей большой семьей в 1839 году в город Армавир, где сразу же занялся торговлей. Дела быстро пошли в гору. Уже в 1855 году Аслан Тарасов был избран армавирцами сельским почетным судьей. Спустя два года основатель компании умер, но дело отца продолжили сыновья. Были открыты филиалы компании во многих населенных пунктах Кубани, а в 1879 году Тарасовы были приписаны к купеческому сословию Екатеринодара. К началу Первой мировой войны «Товарищество мануфактур братьев Тарасовых» располагало капиталом более чем в 8 миллионов рублей золотом, множество магазинов, лавок, фабрик и конечно же земель по всему Северному Кавказу.

Строил здание известный архитектор Н.М.Козо-Полянский. Талантливый зодчий постарался на славу. Главный фасад разделен тремя ризалитами — центральным и двумя боковыми — в виде четырехколонного и двухколонных портиков. В отделке фасада использованы лепные украшения, гирлянды, венки и женские фигуры. Все это придавало постройке праздничную нарядность, подчеркивало постройке праздничную нарядность, подчеркивало изысканность архитектурных форм.

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

Во время ВОВ у здания были частично разрушены кровля, чердачное и междуэтажные помещения. Оно было восстановлено в 50-е годы для размещения административных помещений краевой прокуратуры. В связи с этим был закрыт один из двух главных входов и ликвидирована вторая главная лестница. Но в целом красота здания сохранилась. Оно и по сей день радует своим убранством жителей Краснодара.

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

Здание школы № 8, бывшая третья женская гимназия, 1913 г., архитектор Н.М. Козо-Полянский, на пересечении улиц Советская,41 и Красноармейская, 7

Справа через дорогу здание бывшей табачной фабрики.

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

Напротив здания бывшей женской гимназии , на пересечении улиц Красноармейской, 10 и Советской, 43 находится здание бывшего склада табачной промышленности, построено оно в 1890-1895 годах.

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

Двухэтажный доходный дом М. С Кузнецова, находящийся на красной линии четной стороны улицы Красной, 18, довольно прост в композиционном отношении, как и в решении фасадов, но представляет несомненный интерес как пример так называемой «кирпичной архитектуры», декларирующей художественную выразительность кирпичной кладки без какого-либо покрытия; все пластические элементы фасадов в этом случае не лепные, а искусно выложенные из кирпича.

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

В 1870 году звание почетного гражданина города Риги было присвоено купцу Матвею Сидоровичу Кузнецову. Он был представителем династии, которая смогла вывести фарфоровое дело не только Лифляндии, но и всей России на новый уровень. Неслучайно кузнецовский фарфор и в настоящее время считается символом вкуса и безупречного качества.»Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова», существовавшее в конце XIX — начале XX веков, объединяло фарфоровые заводы в Дулево, Новгороде, Вербилках, Риге и было ведущим российским производителем недорогого, но очень качественного фарфора. Основателем семейного дела был Яков Васильевич Кузнецов — обычный деревенский кузнец. Профессия эта для того времени была довольно прибыльной — крестьяне часто обращались, чтобы подковать коня, купить земледельческий инструмент или ось к телеге. Кустарное производство работало довольно успешно, и вскоре перешло по наследству к сыну Якова Кузнецова — Терентию. В 1832 году сын расширил дело отца, построив еще один завод — в селе Дулево Владимирской губернии. А заодно купил фарфоровое производство в соседнем селе Сафроново, причем дело поставил на широкую ногу, выделив живописную мастерскую, сортировочный цех и склад. Позже бразды правления принял сын Терентия Сидор, который, ко всему прочему, основал фарфоровый завод в Риге. Наконец, окончательно закрепить позиции своего производства на рынке удалось еще одному наследнику династии Кузнецовых, Матвею, который поставил перед собой цель — добиться монополии на российском рынке.

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

Техническое перевооружение, реконструкция, установка паровых котлов, расширение числа рабочих — такими были первые шаги Матвея на новом предприятии. Аналогично промышленник вкладывает деньги в покупку других заводов — и очень скоро его империя расширилась до восемнадцати предприятий. В 1889 году было организовано «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова», имевшее правление в Москве.

Следующие несколько лет стали для «Товарищества» движением исключительно вверх. Монополия на российском рынке, торговля в Персии, на Балканах и в Турции (специально для этого рынка выпускалась посуда с восточным орнаментом), Золотые медали на выставках в Париже и Льеже и, наконец, вершина успеха — в 1892 году «Товарищество» получает звание «Поставщика императорского двора», а Матвей Кузнецов — ордена святой Анны, Владимира и Станислава, орден французского Кавалерийского креста и Почетного легиона выпускалась посуда с восточным орнаментом), Золотые медали на выставках в Париже и Льеже и, наконец, вершина успеха — в 1892 году «Товарищество» получает звание «Поставщика императорского двора», а Матвей Кузнецов — ордена святой Анны, Владимира и Станислава, орден французского Кавалерийского креста и Почетного легиона.

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

Матвей Сидорович Кузнецов умер в 1911 году, его потомки после революции лишились всех своих фабрик, кроме рижской, которую и возглавляли до 1940 года. На остальных предприятиях, принадлежавших государству, продолжала выпускаться фарфоровая посуда, однако ее качество было совсем иным. Цена за кузнецовский фарфор производства конца XIX-начала XX века достигает двух-трех тысяч долларов за чайную пару. Когда в Прибалтику пришла Советская власть, один из потомков Матвея Кузнецова уехал на Запад, второй пропал без вести на Колыме.

Интересное по теме о кузнецовском фарфоре тут: http://www.liveinternet.ru/tags/кузнецовский+фарфор/

Консерватория в Краснодаре появилась недавно, в 2002 году, основана на базе Кубанского Государственного Университета Культуры (КГУКИ) и располагается в этом здании.

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

Улица Красная, 15.

Отделение Государственного банка было открыто в Краснодаре, который, в те годы, назывался Екатеринодаром, в сентябре 1885 года. Первоначально, банк не имел собственного здания, однако из-за нехватки площадей вскоре было принято решение начать строительство на одной из центральных улиц города.

Двухэтажное здание Екатеринодарской конторы Госбанка было построено известным екатеринодарским архитектором Иваном Мальгербом в неоклассическом стиле. Строительство продолжалось с 1902 по 1904 годы.

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

Здание возведено со значительным отступлением от красной линии вглубь квартала. Во внутренней отделке здание особый интерес представляла мраморная лестница с коваными перилами, украшенная красной мозаикой.

В 1954 году архитектором Красновой была произведена реконструкция здания. Сегодня здесь располагается часть коллекций Краевого художественного музея.

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

На пересечении улиц Красной ,19 и Комсомольской, 47 , (в Екатеринодаре — Штабная), стоит двухэтажный особняк, фасад которого летом всегда скрыт кронами деревьев.

Этот дом построили в 1889 году для генерала Ивана (Ованеса) Карповича Назарова. Архитектор В.А. Филлипов.

Однако сам генерал в доме пожить так и не успел, а его наследники продали здание военному ведомству. Дом сдавали в аренду. Первый этаж, отводился под магазины. Среди прочих стоит отметить оптико-механический магазин Алексея Доминиковича Самарского — екатеринодарского изобретателя.

На втором этаже здания размещались общественные учреждения. В середине 90-х годов XIX века его занимало Войсковое собрание — клуб для офицеров и классных чиновников Кубанского казачьего войска, председателем которого был наказной атаман, он же начальник области. Войсковое собрание всегда славилось своими любительскими спектаклями, симфоническими концертами и вечерами с танцами. Была при собрании и небольшая гостиница. Перед самой революцией дом купил подрядчик Филипп Матвеевич Акулов. Это известный в Екатеринодаре человек. Филипп Акулов стал последним в истории Екатеринодара городским головой. Его на этот пост избрали осенью 1919 года.

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

Алексей Доминикович Самарский, о происхождении и образовании которого ничего не известно, величал себя физиком и оптиком-механиком, был изобретателем на все руки мастером. Только случайная оплошность и собственная неорганизованность помешали ему опередить братьев Люмьер. А жаль — Екатеринодар мог бы войти в историю кинематографа. Как сложилась судьба Самарского после 1917 года, неведомо.(http://www.livekuban.ru/node/9597)

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

Дом по Красной, 19 известен еще и тем, что возле него 21 сентября 1907 года был совершен один из самых громких екатеринодарских терактов (ответственность за него взяли на себя эсеры). Был убит Семен Васильевич Руденко — правитель канцелярии наказного атамана, известный кубанский общественный деятель. Об этом особняке можно говорить долго. Но в заключение скажем только, что дом очень помог при строительстве Триумфальной арки. Строительство дома было окончено в 1889-м, а арка сооружена годом позже. Автор проекта арки — Василий Андреевич Филиппов. Работая над чертежами воссоздаваемой арки (старые не сохранились), современные архитекторы приняли за расчетную единицу кирпичи из кладки назаровского дома.

Сейчас в здании Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея .

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

Идем дальше по Красной,по нечетной стороне, после дома 19, следуют 21 и 23. О них рассказ ниже.

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

Улица Красная, 21, особняк слева, заслуживающий внимания хотя бы потому, что в 1894 году в нем разместилась первая в городе телефонная станция. Когда-то это был такой же красивый двухэтажный особняк, как и его сосед, но в советские годы дом надстроили, декор фасада уничтожили. В былые времена первый этаж этого здания занимали магазины. Самый известный из них — аптекарский магазин провизора Симкова. Отметим, что в те времена аптекарские магазины продавали не только готовые лекарственные формы, но также всякую всячину — велосипедные цепи и фонари, а особенно часто — фототовары. Симков же был большим поклонником фотодела, а его магазин — Меккой для екатеринодарских фотолюбителей. Симков даже устроил при магазине фотомастерскую, где желающих бесплатно обучали фотоделу. Кстати, отчасти именно благодаря этому горожанину, обучившему земляков фотоделу, у нас сохранилось столько фотографий Екатеринодара.

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

Улица Красная, 23.

Здание построено в 1882 году архитектором Н. Г. Синяпкиным.

Городская управа и картинная галерея под одной крышей.

Оно было построено в 1882 году архитектором Сеняпкиным для областного правления (по нынешним меркам — краевая администрация). Позже правление переехало в другое здание, а в это в 1903 году перешла городская управа, которая прежде скиталась по наемным помещениям. Гласные (депутаты) собирались в залах гимназий и других екатеринодарских учебных заведений. Кстати, в старину именно городская управа выдавала права на езду извозчикам, первым владельцам «безлошадных экипажей», то есть авто, а также… велосипедистам. В управе работал городовед Палладий Васильевич Миронов, собравший огромный архив по истории Екатеринодара. А вообще управу часто критиковали за то, что зимой ее работники наглухо задраивали форточки, от чего в помещениях было душно, а порог не очищали ото льда и снега. И это при том, что чиновники управы штрафовали всякого хозяина, не убиравшего снег перед своим домом.

В апреле 1904 года на первом этаже управского здания открылась Екатеринодарская картинная галерея, основателем которой был Федор Акимович Коваленко. Именно здесь 11 апреля 1904 года городской голова Гавриил Степанович Чистяков зачитывал приветственные телеграммы Ильи Репина и Николая Рериха, поздравивших город с открытием галереи. (http://www.livekuban.ru/node/9597)

Первоначально здание было двухэтажным, третий этаж надстроен после Великой Отечественной войны.

Сейчас в нем — Управление МВД России по городу Краснодару и еще много всяких магазинов.

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

А светлый дом 24( в центре фото) по улице Красная ( четная сторона) принадлежал художнику Е.И. Посполитаки.

Евгений Посполитаки появился на свет в 1852 году в городке Темрюк Краснодарскогоо края. Его отец, сержант Александр Посполитаки, владел большой территорией. Молодой Евгений получает образование инженера гражданского строительства, а затем увлекается искусством. В 1873 году, Посполитаки поступает в Академию художеств Санкт-Петербург. По окончании обучения, с 1875 по 1879 год, уже дипломированный специалист оказывается в Москве.

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

Десять с лишним лет Посполитаки состоит в Московском обществе любителей художеств.1889 год ознаменовался расцветом парижской карьеры Посполитаки. Он выставляет на Всемирной выставке в Париже картину «Вершина Эльбруса» и получает за нее почетную награду. Успех Посполитаки приходится на золотые годы русской культуры в Париже.

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

В 1893 году Евгений Посполитаки уезжает в Екатеринодар и там преподает в первой Академии живописи для женщин. Параллельно своей просветительской деятельности благодаря наследству, полученному от отца, Посполитаки открывает первую частную школу рисунка на первом этаже своего дома. В ноябре 1898 г. он открыл здесь «классы живописи и рисования», положившие начало художественному образованию в Екатеринодаре. Обучение было платным, а бедных, но способных учеников обучали бесплатно. В 1905 году школу возглавит лучший его ученик, Ступников. Посполитаки же опять отправляется в Париж, на этот раз вместе со своими детьми, чтобы попробовать себя в качестве художественного критика.

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

Спустя 4 года, снова оказавшись в России, он выставляет серию пейзажей Кавказа на IV выставке живописи Санкт-Петербургского общества беспартийных художников.

Последние годы жизни Посполитаки почти не отражены в документах — известно только, что он жил в Санкт-Петербурге и умер там же в 1915 году.

В здании находится Краснодарская краевая библиотека имени братьев Игнатовых , она входит в число самых крупных детских библиотек в России по размеру используемого фонда, штату персонала и числу обслуженных читателей. Фонды библиотеки занимают почти квадратный километр площади, а количество читателей достигает 30 000.

Первое документальное упоминание о библиотеке относится к 1933 году. Тогда ее фонд насчитывал 2070 экземпляров и в 2 раза больше читателей. В 1959 году библиотека переезжает в нынешнее здание, размеры которого позволяют вместить огромный фонд библиотеки, который включает в себя почти 200 тысяч документов, почти столько же записей в базах данных и более 300 наименований периодических писаний.

Кто такие братья Игнатовы?

В суровые дни, когда враг оккупировал наш край, старый большевик — подпольщик Петр Карпович Игнатов организовал партизанский отряд и ушел с ним в горы. С отрядом отправились его жена Елена Ивановна и два сына — Евгений и Гений.

Этот отряд, впоследствии названный именем братьев Игнатовых, по своему составу был несколько необычным, не похожим на другие. В него входили руководители высших учебных заведений и промышленных предприятий Краснодара, партийные, советские и научные работники, инженеры, экономисты, квалифицированные рабочие. В основном это был отряд минеров — диверсантов.

Они подрывали мосты, вражеские склады, пускали под откос поезда. Много подвигов числилось за этим отрядом. Немало их совершили и юные патриоты Евгений и Гений. Последний подвиг стоил им жизни, но принес бессмертие!

Все о подвиге героев:http://www.fire-of-war.ru/podpolie/p868.htm

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

Здание на фото ниже выделяется среди соседних построек своим ярким видом и обилием архитектурных украшений. Это бывший жилой дом С.С. Бейма, » Дом со львами»,построен в 1900-1901 гг., и также по адресу улица Красная, 24 архитектором В.А. Филипповым.Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

Екатеринодарский купец Семен Соломонович Бейм был состоятельный человек, известный благотворитель, владел несколькими домами, недвижимость сдавал в аренду. В доме со львами квартировали банки, екатеринодарское налоговое управление. На первом этаже размещался популярный в городе мануфактурный магазин «Шоршоров с сыновьями».

Кстати, раньше соседями этого особняка были электробиограф, то есть кинотеатр, братьев Боммер (позднее он назывался «Солей») и ресторанчик Хачадурова, славившийся шашлыками и кахетинским вином. На самом деле «солеев» было два — один зимний, другой — летний. И если крытый кинотеатр был обычным явлением, то летний — редкостью.

Первоначально здание было двухэтажным. После Великой Отечественной войны строение было восстановлено от разрушений и надстроен третий этаж. Главный фасад выходит на улицу Красную и выделяется среди близлежащих зданий богатым декором.Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

Плоскость стен первого этажа раскрепована двумя фланкирующими ризалитами. В северном ризалите устроен проезд во двор, в южном — главный вход. Карниз и балконы второго этажа поддерживают колонны. Цоколь выполнен из красного полнотелого глиняного кирпича старого образца.

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

В этом доме жили Герои Советского Союза Евгений Арсентьевич Костылев и Николай Ефимович Редькин, о чем свидетельствуют памятные таблички, установленные на стенах здания.

Евгений Костылев, командир 152-го гвардейского Раздельненского ордена Кутузова III степени истребительно-противотанкового артиллерийского полка гвардии майор, прославился тем, что умело организовал действия вверенного ему полка в боях в районе населённого пункта Тепе.

Костылев был демобилизован по ранению. Жил в городе Краснодаре. Защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата сельскохозяйственных наук, стал доцентом кафедры мелиорации Кубанского сельскохозяйственного института.

Скончался 22 февраля 1961 г., похоронен в Краснодаре на Всесвятском кладбище.

Николай Ефимович Редькин во время войны сражался на Закавказском, Северо-Кавказском, Прибалтийском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском фронтах. Командир сапёрного взвода 30-го гвардейского сапёрного батальона 26-я гвардейская стрелковая дивизия, 11-я гвардейская армия, 3-й Белорусский фронт гвардии лейтенант Николай Редькин особо отличился при освобождении Минской области Белоруссии.

С 1946 г. жил в Краснодаре. Доктор сельскохозяйственных наук, профессор. Скончался 3 января 1985 г.

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

Улица Красная, 22.

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

Здание по улице Красная, 42 — клуб Общественного собрания, 1871год.

Ещё в конце 1871 года построил купец первой гильдии Михаил Калашников на главной екатеринодарской улице капитальное двухэтажное здание, предназначенное для общественного собрания — городского клуба.

Проект составил Войсковой архитектор Василий Андреевич Филиппов, и он же согласился наблюдать за строительством. Работа по возведению здания шла от зари и до зари, так что уже через четыре месяца дом был готов — аккурат к любимому всеми празднику Нового года.

В собрании проводились вечера да концерты, имелся «кабинет для чтения», так что горожане с удовольствием посещали свой клуб.

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

Руководил общественным собранием Совет старшин, избираемый ежегодно. Спустя некоторое время Михаил Калашников, войдя в новые расходы, сделал к зданию трехэтажную пристройку, где в нижнем этаже разместились три больших магазина. К сожалению, исподволь подкравшаяся болезнь привела Калашникова к разорению и смерти в 1876 году. Дом был куплен директором Кубанской Войсковой гимназии В.Д.Терзиевым, а в конце XIX века он перешел к екатеринодарскому купцу-миллионеру И.П.Добровольскому.

В начале ХХ века в этом здании размещалась городская управа, общество приказчиков, в 1908 году биограф «Театр-Электро», до 1913 года находился ювелирный магазин, а после революции — клуб трамвайщиков «Профинтерн».

Здание не раз перестраивалось и реконструировалось. В период фашистской оккупации было разрушено, а затем восстановлено руками немецких военнопленных. Несмотря ни на какие бедствия, выпавшие на долю этого дома, он не потерял своего первоначального облика. Глядя на его величавый корпус, на его угловой фасад, понимаешь, как основательно и крепко умели строить екатеринодарские архитекторы.

Интересный факт из жизни этого купца.

Появлением городского общественного транспорта — гужевого, разумеется, — Екатеринодар обязан купцу первой гильдии Михаилу Калашникову: в 1873 году именно он взял подряд на мощение Красной, дотоле малопроезжей и почти непроходимой из-за громадных непросыхавших луж. Мостить предполагалось закубанским камнем, «желающих для перевозки» которого купец «вызывал» через «Кубанские областные ведомости». Тем временем у Калашникова дела не заладились. Дом, оцененный в 35000 рублей, пошёл с молотка, а работы по замощению Красной приостановились.

Ныне в этом здании располагается Краевой департамент по социальной защите населения.

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

Пересечение улиц Красная и Мира. Здание с большими часами, архитектор М.Н. Ишунин . В 1955 году — Центральный книжный магазин .

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

Hilton Garden Inn Krasnodar — первый и единственный международный сетевой отель в Краснодаре.

Здание серого цвета, что справа, несмотря на серпы и молоты под карнизом, пластиковые окна и явно советские пристройки, тоже является представителем дореволюционной поры. Построенное в 1910 году как крытый зал для катания на роликах (тогда это называли скетинг-ринком), уже на следующий год оно стало кинотеатром (тогда это называли электробиографом). За годы название заведения сменилось дважды: сначала с «Монплезира» на «Великан» , затем — на «Квартал». До последнего времени тут ТЦ.

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

Пересечение улиц Красная и Ленина. Этот дом не входит в тему моего поста, но стоит на Красной и я не прошла мимо. Год постройки 1985. Архитектор В.Романовская.

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

По улице Красная и Ленина стоит пятиэтажный жилой дом, построенный в 50-х годах, на первом этаже поликлиника и здание «Роснефть». Это здание было построено для нефтяников по проекту архитектора В.П.Кислякова. Здание интересное, имеет четырёх этажное административное крыло по улице Красной с пятиэтажной (левой) частью к которой с улицы Ленина примыкает жилой пятиэтажный дом с № 44. И всё эту композицию дополняли оставшиеся с Екатеринодарских времён несколько жилых домов под номером 52(Красная).

В 60-х, 80-х годах двор дома под № 50 именовался «Московским».

Много времени прошло с момента постройки этих домов, уже выросли и сменились в них несколько поколений, поменялась страна. У этих дворов была история «до» и будет «после».

Раньше на этом доме вместо Роснефть было написано Миру — Мир !

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

На пересечении улиц Красная и Гоголя ( 69) вот это здание ,ЦУМ, 1955 года постройки. Без рекламы оно очень симпатичное, но ему не везет, слева уже много лет стройка на месте многочисленных ширпотребных ларьков, а справа автовокзал и кооперативный рынок со всеми вытекающими последствиями.

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

Проходила мимо и никак не получилось вспомнить, когда же я заходила в ЦУМ в последний раз!

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

Здание по улице Красная, 57.

В 1911 году рядом со зданием Зимнего театра ( ныне Филармония имени композитора Григория Пономаренко) было завершено строительства трехэтажного дома Армянского благотворительного общества, в котором расположилось Второе реальное училище.

Торцовые плоскости обеих построек смыкались. Архитектор И. К. Мальгерб сделал главный (восточный) фасад этого здания, имеющего простую внутреннюю планировку коридорного типа, эклектичным и вычурно декорированным: здесь были использованы приемы «колоссального» (пилястры) и «малого» (трехчетвертные колонны) ордеров, рустовка плоскостей на уровне первого этажа, щедрый лепной орнаментна уровнях второго и третьего этажей.

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

Над центральным объемом здания находилась пирамидальная главка на барабане, увенчанная крестом — этот элемент постройки, выполненный в мотивах ранних армянских церквей, означал, что в здании находится домовая церковь. В настоящее время декор главного фасада и интерьеров утрачен.

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

В данное время в здании находится Краевой департамент по делам молодёжи .

Официальный статус учреждений, располагавшихся здесь в советское время, спас от разрушительных преобразований дом бывшего Армянского благотворительного общества .

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара XIX-XX вв / Россия // ikkamirnaya.livejournal.com/

О здании, в котором расположена Филармония имени композитора Григория Пономаренко (на фото слева) и продолжение прогулки по улице Красная я уже писала ранее в своем посте:

За релаксом в городской парк и не только)))

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара конца 19 — начала 20 в.в. ( часть I)

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара конца 19 — начала 20 в.в. (часть II )

Зданий, построенных еще в Екатеринодаре, осталось не так много — всего несколько десятков.

Большая их часть сосредоточена на ул. Красной до пересечения с ул. Буденного и на параллельных ей улицах: Октябрьской, Рашпилевской, Красноармейской, Коммунаров, Седина. Многие из этих домов находятся в плачевном состоянии и нуждаются в реставрации. Облик других изменен до неузнаваемости в ходе ремонтов и реконструкций, исчезли — характерное угловое решение фасада (вход в здание с угла), надфасадные башенки, которых в городе почти не осталось, и кованых флюгеров, и стильных декоративных башенок-пинаклей.. Многие дома в центральной части города были двухэтажными. После Великой Отечественной войны у большинства двухэтажных домов на Красной появился третий, надстроенный.

Вот на этой ноте информации я заканчиваю постить улицу Красная, но впереди встреча с другими, находящимися в старой части города.

Источник: ru-travel.livejournal.com
ikkamirnaya
06/04/2014 14:12

Источник