Опричная столица

февраль 2006

Мы очень давно собрались посетить Александров, и вот, в один из дней, что мы гостили у родителей мужа, решили съездить, — благо, что это всего час езды, и погода хорошая.

Собор Рождества Христова

Центральная улица города, улица Ленина, ведет от железнодорожного вокзала к площади, на которой стоит памятник вождю, на другой стороне площади – кинотеатр, и собор Рождества Христова 1696 г. постройки, в него мы просто не могли не зайти.

Когда мы пробирались по сугробам к собору и гадали, слобода ли это уже, муж, успевший попутно одной бабульке перевезти на санках коробку с продуктами через большой сугроб, спросил у местной дамы, как проехать к Слободе, она просветлела лицом, объяснила, что улица Ленина переходит в улицу Советскую, а там уже будет видна и Слобода, тут же показала рукой на собор и сказала – а это Христорождественский собор, ему больше 300 лет, обязательно зайдите!

Наверное, тут до недавнего времени был клуб, или что-то в этом роде, потому как заметно, что иконостас – новодельный, да и стены пустоваты. Но в целом собор очень приятный, и построен в стиле, не очень типичном для русской церковной архитектуры того времени.

Усадьба Первушина

От площади дальше, по улице Советской, с правой стороны – славный особнячок с салатовыми стенами и белыми классическими колоннами. Справа от него вход в городской парк, куда мамы с детишками катят санки, он небольшой, но уютный. Особнячок – это «Усадьба Первушина» художественный музей Александрова, созданный в 1989 году в доме купца Первушина. Часы работы 9-17 без выходных.

Александрова слобода

Спускаемся с горки от музея – и перед нами открывается изумительный вид на Слободу: речушка, небольшие разноцветные домики в низинке, а на высоком холме – гордые белокаменные стены с башнями и шпили церквей.

Сначала нам показалось, что вход в Слободу – со стороны реки – там отчетливо видны были зеленые ворота, и к ним вела наезженная колея. Вокруг стен – жилая застройка и отчетливо пахнет дымком, двое мужчин, несшие свежеоструганные доски, объяснили, что вход раньше был и тут, но теперь – только со стороны дороги, и мы попрыгали по сугробам обратно к дороге. У центрального входа стоит несколько туристических автобусов, что несказанно нас радует: мы до последнего момента не были уверены, что сегодня музей работает.

Итак, музей работает 10-17, во все дни, кроме понедельника, а по вторникам касса от входа переносится в келейный корпус. На территории Слободы уживаются собственно музей «Александровская слобода» и действующий Успенский монастырь, с Троицким собором, поэтому, скорее всего, двери Слободы открыты каждый день – в собор же люди ходят.

Бесплатно можно гулять по слободе и посетить Троицкий собор – он является действующей церковью и к музею отношения не имеет. Вниманию туристов сейчас предложены 3 экспозиции: «Сокровища трех веков» в Успенской церкви, и «Дворцовые палаты 16 века царя Ивана Грозного» + «Государев двор в Александровой слободе» в Покровской церкви – по 15 рублей каждая экспозиция с каждого взрослого, итого 90 рублей на двух взрослых. Бесплатной является фотосъемка на территории слободы и на всех музейных экспозициях, а вот за видеосъемку попросят заплатить – 50 руб.

У касс – большой плакат со схемой Слободы и надписями, что есть что. У входа справа – Успенская церковь (16-17 вв.); за ней – больничный корпус (18 в.) и Сретенская церковь (17 в.); небольшая приземистая маковка ближе к центру – колодезь 18 в., вдоль дальней стены – келейный корпус (17-19 вв.); самая большая церковь – Троицкий собор (1513 г.), напротив него – те самые ворота, с которым мы пытались пройти с надвратной церковью Федора Стратилата 17 в.; рядом – Распятская церковь-колокольня (16 в.) с шатровым верхом; справа, где 2 музейные экспозиции – Покровская церковь (16-17 вв.).

«Сокровища трех веков» в Успенской церкви

Правильнее всего прогуливаться вдоль витрин, когда схлынет масса туристов: они галдят, снимают витрины аналоговыми мыльницами со вспышкой, беспрестанно фотографируются «на фоне» и вообще мешают. А когда закроется дверь за последним, сразу становится слышно, что смотрительницы зала негромко включили церковные песнопения, и осматривать экспонаты становится особенно увлекательно. Тут хранятся древние книги, оклады икон, церковные облачения, сами иконы. Возле алтаря расчищены от последующих наслоений арка и кусочек угла, Успенская церковь была домовой церковью царской семьи. Самая интересная, на наш взгляд, икона, располагается слева от алтаря – «Страшный суд», на которой очень убедительно изображены мохнатые зубасто-костястые чертяки.

Сретенская церковь и больничный корпус

За Успенской церковью все занесено снегом, но мы бодро топаем к больничному корпусу, заинтересовавшему нас благодаря красивым колокольчикам, их мы сфотографировали для одной знакомой, которая собирает колокольчики. Сбоку у самой стены – неприметная Сретенская церковь, под которой находится усыпальница сестер Петра I — царевен Марфы и Феодосии. Правда, посмотреть на нее не удалось – церковь закрыта и в лесах.

Покровская церковь и государевы палаты

Вдоль стены мы обходим хозяйственные постройки (сарайки с дровами, рядом стоящий грузовичок), и выходим к Покровской церкви, к которой примыкают государевы палаты. От некогда величественного царского дворца, поражавшего взоры иностранных послов, остались только малые палаты и дворцовые погреба, тут расположились две музейные экспозиции: «Дворцовые палаты 16 века царя Ивана Грозного» + «Государев двор в Александровой слободе».

«Государев двор в Александровой слободе»

Экспозиция «Государев двор в Александровой слободе», в свою очередь, делится еще на 5 маленьких экспозиций:
— «Образ Ивана IV в живописи»,
— «Столовая палата русских государей 16 века»,
— «Спальная палата русских государей 16 века»,
— «Опричные подвалы» (на самом деле, это просто погреб с восковыми фигурами, а красивое название дали мы сами,
— выставка-продажа Дулевского фарфора.

Как только мы зашли в «предбанничек» с вешалками для одежды, на нас просто прыгнула тетка-смотрительница и буквально потащила смотреть столовую палату: темное помещение с обтянутыми красной тканью стенами, по стенам развешаны шандалы со свечами, горела из которых только половина. Вдоль стен – покрытые тканью же низкие широкие лавки, посреди комнаты – покрытый все той же красной тканью с вышивкой стол, на нем – свечи, блюда, кувшины. За креслом во главе стола – небольшая икона. Дверной проем, как водится, очень низкий, с толстой дубовой дверью. Перед столовыми палатами – еще один коридорчик, где витрина с оловянной посудой того времени, старинные рецепты из «Домостроя», развешанные по стенам.

В спальной палате – большая кровать с пологом и меховым одеялом (представляю, как во время сна попахивал мех, стол и резной стул, крытые красной парчой. В соседнем зале – выставка «Образ Ивана IV в живописи», где наряду с копией знаменитой картины «Иван Грозный и сын его Иван» (в народе – «Иван Грозный убивает своего сына») висят портреты царя работы современных художников, и картины на исторические сюжеты из «того времени». Внизу – погреба хором, где, вероятно, и проходили пытки и допросы. Темно, страшно, неудобно ходить: света мало и полы неровные и скользкие. В первом помещении, открытом для осмотра, — три огромные бочки непонятного назначения, а во втором — восковая фигура злобно оскалившегося опричника в высокой шапке (а мне всегда казалось, что в таких шапках ходили бояре), заботливо сложен пыточный инструмент, зажатый в колодки, сидит «пытуемый».

В самом дальнем углу палат – выставка-продажа дулевского фарфора. Экспонатов не очень много, но витрина для продажи – интересная. Я не очень прониклась яркими пестрыми сервизами с цветочным рисунком, но муж утверждает, что недавно прочел статью, где писалось, что дулевский фарфор очень хорошего качества и ценится даже за границей, но дотуда он доходит редко – из-за малых объемов производства его быстро скупают. Практически увидеть в продаже его можно только в близлежащих городах. Поэтому для поддержания такого отечественного производителя мы приобрели фарфоровую собачку в поварском колпачке (я ее вообще-то купила для мамы – она их собирает, но мне она очень и самой нравится и пивную кружку для мужа (муж, в свою очередь, собирает забавные аутентичные кружки) с игривыми полосками. Обе покупки обошлись нам в 120 рублей.

«Дворцовые палаты 16 века царя Ивана Грозного»

Вход в них – с другой стороны здания, вверх по высокой каменной лестнице под низкой крышей. Внутри – просторный зал, вдоль стен – витрины, рассказывающие об истории Александровой Слободы как резиденции Ивана Грозного вплоть до Смутного времени. Проемы окон затянуты специальными матерчатыми экранами, на которые со старинных гравюр перенесены европейские столицы, чьих послов принимали в Слободе: Стамбул, Краков, Рига, Копенгаген, Лондон. Приятно осознавать, что все это мы уже видели Далее еще 3 гравюры – с изображениями Москвы, Твери и Казани. Казани – понятно, царь Иван Грозный «Казань брал…» (с) любимое советское кино, Москва – тоже понятно, именно при Грозном зодчие Барма и Постник построили Храм Спаса (Василия Блаженного), но вот Тверь? Никак не вспомню. Наверное, с ней тоже воевали.

Интересно было посмотреть на первые русские «сейфовые двери» — когда-то они охраняли царский покой, на потрясающе красивые астрономические часы (в Праге, Берне, многих других мировых столицах поглазеть на такие собираются толы туристов), на резной царский трон с банальной табличкой «Руками не трогать» — видимо, не успевают сгонять желающих посидеть.

Палаты плавно переходят в Покровскую церковь. Подняв голову, мы видим, что внутри шатровый купол расписан: на темном фоне изображены святые. Это единственный известный в России сюжетно расписанный шатер 16 века. Уникален сюжет росписи: изображение русских князей и мучеников вместе с ветхозаветными царями и праведниками воплощало идею богоизбранности московского царя и России. Помните, из школьного курса истории: именно Иван Грозный первым назвал себя русским царем.

Распятская церковь-колокольня

Ансамбль Александровой Слободы оригинален тем, что на его территории находятся два каменных шатровых храма 16 века: Распятская и Успенская церкви.

Распятская является самой высокой во всем комплексе Слободы, и относится к редчайшим памятникам шатрового каменного зодчества России 16 века. С ней связана древняя легенда о холопе Никите, мечтавшем взлететь на крыльях в небеса «аки птица». По приказу Петра после стрелецкого бунта к Распятской церкви-колокольне были пристроены палаты, куда заточили его сводную сестру Марфу, насильно постриженную в местный монастырь под именем Маргариты. Марфа Алексеевна прожила в монастыре на положении узницы почти 10 лет, скончавшись в 1708 году. Сейчас палаты разрушены, а колокольня на реставрации, но ее обещают открыть к весне.

Троицкий собор

Главная церковь Слободы – действующий Троицкий собор из белого камня. Перед входом лежат веники – ими полагается отряхнуть свою обувь, если забудете или не увидите веники, вам сделают замечание, как нам Удивительно, но по нашим наблюдениям, чаще всего цепляются именно молодые служительницы культа, нежели пожилые.

Внутреннее убранство собора соответствует происходившим здесь в средневековье важным политическим событиям, церемониям в присутствии царствующих особ, пышным венчаниям грозного царя. Стены, своды, столпы собора расписаны фресками на красивом синем фоне. Основная тема росписи — Богоматерь. Алтарная часть ограждена с двух боковых сторон решетками, в центре – веревочкой, как в музее. Фотографировать нельзя, но пока муж ходил в лавку, где продавали свечи, чтобы спросить, можно ли снимать, я успела сделать снимок иконостаса.

Из отделки храма стоит обратить внимание на Васильевские и Тверские врата – военные трофеи первого русского царя. Первые, выполненные в технике «огневое золочение», были созданы в 1336 году по заказу архиепископа Василия, и расписаны евангельскими сюжетами, их Иван Грозный вывез из Новгорода. Вторые закрывают главный вход в храм, построены в 14 веке, деревянные створки обрамлены массивными металлическими пластинами с резным изображением Троицы, они вывезены Иваном Грозным из Твери.

Напротив входа в собор – те самые ворота, через которые мы пытались войти в Слободу. Наверное, их все же иногда открывают, иначе как объяснить, что к ним от главного входа в собор ведет широкая хорошо расчищенная дорожка? Ворота венчает надвратная церковь Федора Стратилата 17 в.

Справа от собора (когда выйдешь), вдоль всей стены – монашеские кельи, то есть теоретически монашек там довольно много. Но на территории мы видели от силы 3-4. Прогулявшись еще немного по расчищенным дорожкам Слободы, мы покидаем это красивое место. Надеюсь, сюда мы еще вернемся!

Наверное, Александров не страдает от притока туристов, судя по тому, что инфраструктура города в этом смысле совершенно не развита: мало мест, где можно перекусить (все увиденные были придорожными забегаловками, даже на той же улице Ленина), в продуктовых магазинах очень сложно найти бутылку питьевой воды, зато ассортимент водки поражает воображение. Мы бы с удовольствием сходили в ресторан типа «Детинца» в новгородском Кремле или Трапезной в Суздале, то есть традиционная кухня в историческом интерьере, но тут такого попросту нет. Кроме плаката со схемой Слободы, пожалуй, пользовались бы спросом небольшие брошюрки с той же схемой и коротеньким описанием, но их тоже нет.

Полезное

Информация

Карта города — www.aleksandrov.ru/map
Сайт Александровского Кремля — kreml.alexandrov.ru

Как добраться

Электричкой с Ярославского вокзала, время в пути – около 2 часов.
www.aleksandrov.ru/doroga.php

Есть еще экспресс, который идет по маршруту Москва–Сергиев Посад-Александров–Ростов–Ярославль (я писала про него в рассказе про Ростов).

На машине – мы ехали из Хотьково, поэтому схему проезда от Москвы предлагаю посмотреть здесь.

Коротко об истории места

На полпути от Троице-Сергиевой Лавры к Переславлю-Залесскому издавна существовало поселение, называвшееся Великой, или Старой Слободой. Впервые Великая Слобода упоминается в 1339г. В начале XVI века недалеко от Великой Слободы выросло большое село, названное Новой, или Александровской Слободой.

Русский королевский замок

В начале XVI века Великий князь Василий III (отец Ивана Грозного) преобразует Слободу в путевой двор. В 1513 году силами лучших русских и итальянских мастеров он возводит Покровский (ныне Троицкий) собор, который становится первой жемчужиной его загородной резиденции. Крепость до сегодняшнего дня сохранила планировку своей парадной части и главные сооружения русского «королевского замка». Позже близ Великой Слободы из небольшого дворцового села, охотничьего становища переславльских и московских князей, выросла Новая, или Александровская слобода. С 11 декабря 1513 года она стала местом регулярного пребывания в ней Государя, его семьи и Государева двора.

Александровская Слобода — опричная столица Ивана Грозного

Самую широкую известность Слобода получила, став на целых 17 лет некоронованной столицей Руси. Появившись в слободе в 1564 г., Иван Грозный оставался в ней вплоть до 1581г. Отсюда он правил страной, отсюда в 1569 г. совершил карательные походы на Тверь, Торжок, Клин, Новгород и Псков. Здесь была учреждена опричнина и отсюда совершен поход на вольный Новгород. В Александровском Кремле принимались посольства из многих европейских государств: Швеции, Дании, Австрии, Англии, Речи Посполитой. В его палатах заключались важнейшие политические и торговые договоры. Именно отсюда был предпринят первый «прорыв» России в Европу после многовековой изоляции и молчания.

Но Слобода вошла в историю не только как «кровопийственный град». Здесь жили и творили лучшие иконописцы и зодчие. Здесь была открыта первая в стране провинциальная печатня. Здесь, в дворцовой типографии, в 1576 году увидела свет напечатанная Андроником Невежей «Псалтырь Слободская». Царь Иван Грозный имел богатейшую библиотеку. В Слободе теряются и следы таинственной «либереи» (библиотеки) Грозного. В Александровской Слободе была основана первая в России консерватория, куда по указу царя со всей страны были доставлены лучшие музыканты и певцы.

Здесь в приступе гнева царь убил своего сына Ивана. Идя за лошадью, увозившей тело царевича в Москву, Иван Грозный навсегда покинул Александровскую слободу. После отъезда царя в Москву жизнь в Слободе замерла. Александровская Слобода надолго превратилась в обычное царское село. Постепенно ее постройки и укрепления стали приходить в упадок.

Успенский женский монастырь

В опустевшей царской резиденции разместился Успенский женский монастырь. Часть уникальных сооружений царского дворца была разобрана и перестроена для нужд монастыря.

В период польско-литовской интервенции городские стены и постройки царского двора сгорели. Здесь находился укрепленный лагерь русских войск под командованием замечательного полководца М.В.Скопина-Шуйского. Первый царь из рода Романовых — Михаил Федорович повелел «быть здесь государеву хоромному строению». И в Слободе начинается ремонт царских палат, конюшен, реставрация иконостаса Покровского собора.

Успенская церковь, как и Покровский храм, вошли в состав поздних сооружений. К ним были пристроены трапезные, звонницы, необходимые поселившимся в XVII столетии на территории кремля монахиням. Тогда же появляется и келейный корпус, выстроенный в формах казенных зданий своей эпохи. Возводится небольшая Сретенская церковь, под которой находится усыпальница сестер Петра I — царевен Марфы и Феодосии. В XVII веке на месте древних мощных крепостных стен были возведены новые — с четырьмя угловыми башнями и надвратной церковью Федора Стратилата.

В Успенском женском монастыре имя Петра I занимает особое место. Во время стрелецкого бунта в Москве в 1689 году Петр Алексеевич, пережидая бурные события в столице, укрылся за стенами обители. Вскоре после подавления мятежа царь грозно расправился со своими политическими противниками. По его приказу к Распятской церкви-колокольне были пристроены палаты, куда заточили его сводную сестру Марфу, насильно постриженную в местный монастырь под именем Маргариты. Марфа Алексеевна прожила в монастыре на положении узницы почти 10 лет, скончавшись в 1708 году.

Судьба дочери Петра Великого, Елизаветы, также оказалась тесно связана с Александровской Слободой, куда она была сослана в 1730 году. Заступничество Бирона помешало Анне Иоановне заточить ее в монастырь. В 1740 году дочь Петра покинула Александровскую Слободу и венчалась на царство.

Город

В 1778 году Александровская Слобода получила статус города. Население города занималось торговлей и различными ремеслами. Особая роль отводилась кузнечному промыслу, а также ткацкому производству. На гербе города были изображены две на-ковальни и тиски в знак того, что в Александрове славились своими изделиями кузнецы. В 1788 году Екатериной II был утвержден первый регулярный план города Александрова. В нем была закреплена уже сложившаяся по обоим берегам реки Серой двухчастная планировочная структура.

Что привезти

Сувениры продают:
1. в доме напротив входа в слободу,
2. в помещении касс,
3. у входа в экспозицию «Дворцовые палаты 16 века царя Ивана Грозного».

Местные сувениры, привлекшие наше внимание:
1. дулевский фарфор, который, конечно, не сравнить с майсенским, но забавные фигурки получаются очень неплохим подарком,
2. пряники (там так толпились дети, что я так и не поняла, местные ли),
3. остальное – традиционные поделки из бересты, керамические тарелки и колокольчики…

Музеи Александрова (информация на 24.02.06 г.)

Государственный историко-архитектурный музей-заповедник «Александровская слобода»

Владимирская область, г. Александров, Музейный пр., 20 тел.(49244) 2-03-97.
Внимание! Напомню, что телефоны, начинающиеся на 0, по всей РФ заменены на 4!
Музей работает 10-17, все дни, кроме понедельника. Во вторник касса от входа переносится в келейный корпус.

Бесплатно можно гулять по слободе и посетить Троицкий собор – он является действующей церковью и к музею отношения не имеет. Вниманию туристов сейчас предложены 3 экспозиции: «Сокровища трех веков» в Успенской церкви, и «Дворцовые палаты 16 века царя Ивана Грозного» + «Государев двор в Александровой слободе» в Покровской церкви – по 15 рублей каждая экспозиция с каждого взрослого, итого 90 рублей на двух взрослых. Бесплатной является фотосъемка на территории слободы и на всех музейных экспозициях, а вот за видеосъемку попросят заплатить – 50 руб.

Художественный музей

в 5 минутах ходьбы от Слободы
Создан в 1989 году в особняке купца А.М.Первушина (1874).
Часы работы 9-17 без выходных.
601000, Владимирская область, г. Александров, ул.Советская, 16, тел/факс(49244) 2-43-89.

Литературно- художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых

В музее воссоздана поэтическая атмосфера «серебряного века». Специалисты считают постоянную экспозицию этого музея шедевром музейного искусства. Это — литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых. Музей расположен в бывшей усадьбе Лебедевых.
601000, Владимирская обл., г. Александров, ул. Институтская, 6, тел/факс(49244) 2-35-90.
Адрес экспозиции: Военный переулок, 5 и 6

источник: www.talusha1.narod.ru

Наталья
26/02/2006 11:23

Источник