Новогоднее путешествие на Кавказ

январь 2003

Идея поехать в Домбай родилась спонтанно. Позвонил как-то брату, а он предложил отметить Новый год в горах. Идея понравилась сразу, хотя до Нового года оставалось еще полтора месяца. Были предложения поехать в Финляндию, снять домик на 6 человек. Но перспектива вяло текущего пьянства и обдирания тонировки не понравилась.

Итак, Домбай. На момент отъезда тусовка насчитывала 6 человек. Вид транспорта.

1. Четверо едут из Москвы на авто (выезд 29.12.02).
2. Двое (я и Ленуzа) на самолете (вылет 30.12.02).

Заодно было решено проверить, какой вид транспорта быстрей — Вольво S90 или ТУ 154. Для чистоты эксперимента Вольво дали фору 1 день:. Жилье. Жить было решено в частном секторе, т.е. снимать квартиры. Предновогодние предложения были следующие:

1 комнатная квартира-1300-1700сутки (без ограничения людей)
2 комнатная квартира 2000-2500 сутки (без ограничения людей).

Заказали двухкомнатную квартиру (4 человека) за 24000 руб. на 10 дней.

Двое из нас брали лыжи, четверо сноуборды. Вылетали из Москвы авиакомпанией Сибирь. Билеты были куплены в середине ноября. Цена туда-обратно 3850 р.

Честно сказать, оборудование собирал со всех понемногу. Ботинки и крепеж (Райхл, А-SNOWBOАRDS) новые, купил у друга. Доску взял у брата. Одежду проспонсировал Перестрелка (Андрей Лавров), за что ему огромное спасибо!

Для Ленуzки была взята доска А-Snowboаrds, практически новая, но из старых запасов (откопана в гараже):. На ней она по смелым расчетам должна была пройти обучение и стать крутым снбр-ом. Мягкий крепеж «Fanatiс» — 65 долл, ботинки Elan 60 долл. Очки-перчатки не помню.

Новый год планировали встречать в кафе на одной из очередей. Бюджет планировали в районе 600 долл/чел на 8 дней, вкл перелет. По расчетам, к новому году в Домбае должно было выпасть достаточное количество снега для качественного катания. Также были смелые надежды на теплую погоду. Немного смущала неспокойная обстановка на Кавказе, относительно близкое расположение «новейших городов-героев». Вот такие были планы, а теперь расскажу, как все получилось…

Сразу скажу, Вольво обогнала ТУ 154 : Авиакомпания «Сибирь» порадовала своей пунктуальностью и исполнительностью. Вылетели без задержек, так же и прилетели. Стюардессы, наряженные под Снегурок, улыбаясь, разливали шампанское и поздравляли пассажиров с Новым Годом. В целом, сервис был вполне на уровне. Нам достались два самых последних в самолёте места: неплохо, можно ноги вытянуть во всю длину. Менее приятным было то, что запасной аварийный выход промёрз изнутри и, когда начали снижаться, оттаял, и нам на головы полилась талая вода. Но, в конце концов, разве это так уж страшно? Аэропорт «Минеральные воды» просто убитый. Писать о нем нет смысла. Получили багаж, и пошли искать авто до Домбая. Нашего брата сноубордиста-лыжника было много. Еще прилетел рейс из Питера. Нашли Икарус по 500 р. с человека. Причем узнать стоимость проезда, а так же понять, сколько и кому платить, было достаточно сложно. Позже услышали забавную историю про то, как двух незадачливых девушек чуть не выставили из автобуса за то, что по ошибке (или злому умыслу) они не договорились о цене сразу. Впрочем, наш рейс был комфортабельным и дружелюбным. Расстояние от Мин-вод до Домбая 200 км (4 часа). Стемнело, ничего не видно. Досмотров и проверок документов не было, все проскочили. Пока ехали, слушали местный музыкальный фольклор. Особенно понравилась песня со словами «В руках косяк и у тебя глаза горят….». Народ в автобусе потихоньку напивался коньяком. Традиция такая. Приехали в 21.00. Температура +5. Поселились в достаточно приличной квартире, причем цена упала с 24000 до 20000 р. Гостиницы не рассматривались по причине завышенных в честь Нового года цен. Хотя несколько оригинальных гостиниц представляли интерес. Это «Солнечная долина» построенная в 1935 году из кавказской лиственницы, причем без единого гвоздя и конечно «Тарелка» находящаяся на склоне горы Муса-Ачитара на высоте 2250 м над уровнем моря.

Приехав, сразу отправились в кафе «Мустанг», где нашли наших автомобилистов за полным столом местных яств. Отличный бараний шашлык, соус «Тузлук» (что-то вроде кефира с чесноком, солью и зеленью, если конечно так можно описать оригинальный вкус), коньяк……… и оглушительные кавказские мелодии. С утра облачно. Вершины гор теряются где-то в облаках. Очень тепло. Толи туман, толи облака застряли в пихтовом лесу и плавают там между деревьев. Отправились на маятник, постояли в очереди часа полтора. Поднялись наверх Мусы-Ачитара, а там совсем другая погода. То ветер налетит, то снег пойдет, иногда виднеются просветы и кажется, что выйдет солнце. Снега на горе (5-я очередь) мало и склон от этого выглядит черно-белым.

Начал учить Ленуzу кататься на снбрд. Первые шаги естественно тяжелы. Постоянные падения, доска которая никак не хочет ехать прямо, организм теряется от высоты и непривычных нагрузок. Кстати, большинство людей на склоне учились. Как муравьи ползали по горе. Но, как известно один день обучения в горах равен десяти дням в Подмосковье. Вечером, чтобы спуститься на маятнике (на досках-лыжах еще не съехать, снега мало) с третьей очереди в поселок, надо отстоять такую же очередь, как и на подъем с утра. Наглость, с которой некоторые сограждане, старались влезть без очереди, поражала! До мордобоя не доходило, но моментами хотелось врезать кому-нибудь доской. Стоять в такой толпе очень тяжело для здоровья. Мы эту проблемку решили просто и с пользой. Пока все стоят, мы идем в «Розу ветров», ужинать. Пьем глинтвейны и отдыхаем. Такой узбекский плов и лагман не ел очень давно, со времен Чимгана. Цены приятно удивляют: плов — 40, лагман — 50, очень оригинальный чай (у нас получил устоявшееся название «рыбный»). Ужинаем, не торопясь, часа 2 :. За это время очередь заметно тает, теперь можно спускаться вниз. А к вечеру пошел снег! Появилась надежда. Ратраки выравнивали снег, укатывали склоны. А мы пили за погоду …

Новый год планировали встречать на горе, но в последний момент заказали столик в местном ресторане «Алибек». На столе символическая икра, неизменный салат оливье, фрукты, форель, нарезка, коньяк, водка и конечно шампанское. Отмечали весело, в стиле «когда полетят стулья!?» Запускали салюты, пили, ели, танцевали лезгинку :. Когда начался конкурс караоке (в 2.30 ночи попытки спеть переносятся тяжело), мы пошли спать. Стулья так и не полетели. Многие отправились продолжать на известный 9-ый этаж. Ура! Мы встретили новый год на Кавказе.

С утра легкое головокружение. Мужественный подъем в 10.00. За окном белая пелена. Умываюсь. Ничего не меняется… Вышли из дома и увидели отряд бойцов, человек 7, в зимней экипировке, разгрузках, с калашами и пулеметом. Явно не лыжники и даже не экстремальные бордисты (надеюсь, что это были пограничники :). Поесть не удалось. Поселок спит после встречи 2003г. Решено отправляться на гору. По пути узнаем, что от попадания осветительной ракеты загорелась чья-то квартира. По словам очевидцев, ракета прошила двойное стекло и взорвалась где-то у противоположной стены. Не повезло или наоборот повезло. Еще раз с Новым годом! Из всей нашей компании только я и Ленуzа поднялись на 5-ю очередь. Видимость метров двести. Маятник ползет в белом облаке. Похоже, эта погода надолго. На солнце надежды уже нет. На 5-ой очереди метель. Ощущение, что едешь прямо в снежной туче. После вчерашнего катания это был подарок судьбы. Для Ленуzного экстрим обучения нельзя было придумать лучшей погоды. Прогресс был на лицо. Сегодня она спустилась с 5 на 4 самостоятельно! Первый спуск в новом году был замечателен. Местами попадалась пушистая целина. Причем так неожиданно, что падения избежать не удавалось, также неожиданно она (целина) заканчивалась и наезда на камни, было не миновать. Второй спуск был более осознанным. С 5-ой ушел влево, где ветер наметал отличный снег. Процесс пошел! От последствий новогоднего принятия алкоголя не осталось следа. Горный воздух делал свое дело. Вечером была предпринята смелая попытка спуска с 4 на 3 очередь. Трасса была укатана ратраком и больше похожа на бобслейную. Спуск подтвердил, что снега (с 4 на 3) не достаточно. Ехали в сумерках, иногда доски издавали характерный для камней хруст. Видно плохо и несколько хороших камней мы все-таки поймали 9.

Горы засыпает на глазах! Катаемся уже под канаткой на 5-ой. Спуск 5-4-3 очередь. Удовольствия не передать. Склоны очень интересные (хотя из-за плохой погоды особо попутешествовать не удалось). Есть и отличные целинные выкаты, и кулуары, да и елок с пихтами на всех хватит. Ноги забиваются конкретно. За спуск отдых 3-4 раза (ослаб совсем организм в городе). А пока отдыхаешь, просто обалдеваешь от нависших на тебя гор, от простора и тишины…

Спустились по 6 раз. Наконец-то раскатались. Славно погонялись с братом (доска F2, слалом). Плохая видимость уже не помеха. Основные трассы изучены (на наличие камней) и доску можно «отпускать» без опасений неожиданного вылета на камни. Обед как всегда в кафе у Ельзы. Кто по 50 «Звезды Аликбека» под речную форель, кто глинтвейн под хичин.

Вечером свежевыжатый морковный сок (за этот прекрасный сок кафе, в котором его делали, получило название «Морковное»), лагман, шашлык из барана, хичины, шорпа, салаты, все свежее, дешевое и замечательно приготовленное. Владелец морковного кафе, пожилой горец, с веселыми и добрыми глазами. Оказался приятным в общении человеком. Впрочем, как и большинство людей, с которыми я общался на Домбае. Это горы и суета здесь ни к чему.

С утра очень сильный ветер. 5-ю закрыли, собирались закрыть 4-ю. Решили не кататься. Пошли гулять по маршруту Домбай-Алибек. Природа впечатляла. Вековые пихты, свисающий с веток мох, ручьи и речки, горы уходящие в небо. Тишина, только птицы поют, да далеко внизу шумит река. Даже не верится, что отсюда 60 км до Черного моря и 65 км до Эльбруса (5642). В будущем не плохо было бы связать Домбай с Эльбрусом и Черным морем скоростной монорельсовой дорогой :

Немного географии. Домбайская поляна образована в результате соединения трех ущелий-Алибека, Аманауза (Злая пасть) и Домбай-Ельгена (Убитый зубр). Сам поселок называется «Пихтовый мыс» и находится на высоте 1650м над уровнем моря.

Канатки проходят на гору Мусса-Ачитара (3005) по ущелью Домбай-Ельген. Реки (Аманауз, Алибек, Домбай-Ульген) берут начало в ледниках. Далее они сливаются в одну (по пути вливается еще одна — Гоначхир) и образуют реку Теберда, которая в свою очередь вливается в реку Кубань. Воду можно пить прямо из ручьев и рек (выше домов на всякий случай:). Причем чем больше узнаешь о Кавказе, тем больше понимаешь уникальность этого места. Приезжая первый раз как простой обыватель-турист, который запланировал загореть, спуститься 50 раз, сьесть 1 барана, сфотографироваться на фоне гор, поймать речную форель и выпить ящик коньяка, ты возвращаешься домой, понимая, что получил нечто большее, чем хотел…

Основные высоты главного Кавказского хребта. Главный хребет (начало Запад)-это Джаловчат (3870м), Эрцог (3867), Алибек (3890), Белалакая (Полосатая/яркая скала, 3860), Суфруджу (3785) с легендарным зубом (3600), Аманауз (3757).

Далее горная цепь Джугутурлячатат (Турово пастбище, 3920), пик Инэ (Игла, 3455), Птыш (3520). Восточнее — Домбай-Ельген (4048), самая высокая точка Западного Кавказа. Далее (по направлению к Грузии) идет Буельген (3915) и, теряя высоту, Хакель (3646м), Чотча (3640м), Клыч-Каракая (3580м), Клухор (3450). Общая протяженность главного хребта около 43 км. Крупные ледники (всего около 350): Аманаузский, Алибекский, Птыш, Джаловчат. Девять км пешком к Алибекскому леднику и озеру Турье, через замшелый лес, по тропинкам Тебердинского Заповедника, мы не осилили (поздно вышли). Но до таблички со словами «Нет алых роз и траурных лент, не похож на монумент, тот камень, что покой тебе подарил….» мы дошли. В горах эти стихи (В. Высоцкий) становятся очень актуальны, особенно если находишься рядом с кладбищем альпинистов. Становилось темно, и мы вернулись. Жаль, что не успели пройти по этому маршруту. Да и время надо выделить, для того, что бы пройти ко многим интересным местам.

По всем законам это должно было случиться. Последний день катания порадовал солнцем. Не было сомнений, что горы покажутся нам именно тогда, когда у нас совершенно не останется времени любоваться ими. Снеговые тучи зацепились за вершины и горы предстали перед нами во всей своей суровой красоте, как бы говоря — приезжайте снова, вы многое не увидели! Ветер равномерно раздул снег, в сплошную ровную целину. Мы отрывались! Ленуzа начала кататься почти по человечески, можно сказать, что обучение прошло успешно.

Пришло время уезжать, и прилетел вертолет. Жаль, жаль, что так поздно и что погода совсем нелётная, покататься вне трасс других склонов не удалось.

Вечером жарили шашлык из барана, пили вино, прощались с Домбаем.

В Минеральные воды ехали на УАЗе. В предгорьях от снега не осталось и следа: пожухлая трава, плавно перекатывающиеся холмы и бурные реки. Далеко за нами остались сверкающие снежные вершины Кавказа.

P.S. Горы коварны и не прощают ошибок. Если вы собираетесь кататься вне трасс, обязательно проконсультируйтесь со спасателями. Собираясь в пеший поход, сделайте тоже самое. Помните, что на мобильный телефон в горах надежды практически нет. Если хотите делать качественные снимки, берите хороший фотоаппарат с фильтрами. А для полноценных съемок катаний лучше, что бы с вами был фотограф. Как в очередной раз доказала практика, кататься и снимать одновременно не получается. Откладываешь, откладываешь, а потом уже поздно: А еще рекомендую купить консервированные Домбайские грибы (дубовики). Невероятно вкусные. Была съедена не одна банка!

Небольшие пожелания руководству Домбая:

Провести свет перед посадкой на маятник и все креселки. Следить за тросом подъемника на предмет капанья мазута (начало сезона) Пора убрать наличные расчеты за подъемы. Издать проспекты с обозначением услуг предлагаемых в Домбае, картами склонов, и т.п. (Проспекты, которые предлагаются 1988г. издания) Сделать полноценные туалеты на горе.

Савичев Андрей
25/02/2003 12:33

Источник