Крымский троллейбус

январь 2015

Крымский троллейбус / Россия // ttweak.livejournal.com

Много лет назад я узнал об уникальных особенностях крымской троллейбусной системы: во-первых там существовал самый длинный в мире троллейбусный маршрут, а во-вторых на этом маршруте работали самые старые в мире рейсовые троллейбусы. Впервые в Крым я попал только в этом январе, и оказалось, что ретро-троллейбусы до сих пор ходят на линиях, а мега-маршрут всё так же функционирует.

Первый троллейбус в Крыму я увидел 1 января 2015 в 00 часов 20 минут:
Крымский троллейбус / Россия // ttweak.livejournal.com

Под салюты, петарды, крики ура и брызги шампанского он проехал мимо площади Нахимова. ЗиУ-682 — основной троллейбус Севастополя. Это модель, к слову о рекордах, самый массовый троллейбус в мире (с 1972 до сих пор выпущено более 42000 штук). ЗиУ-682Г № 2381 — машина 1991 года, а самый старый ЗиУ Севастополя выпущен в 1986 году.

Крымский троллейбус / Россия // ttweak.livejournal.com

2222. Красивый номер.
Город Севастополь — это отдельный регион, и троллейбусы там не такие, как на остальном полуострове. Помимо старых ЗиУ-682 там часто встречаются шикарные троллейбусы Тролза-5265 «Мегаполис» 2010-х годов постройки подаренные Мосгортрансом. Также в городе эксплуатируются нестарые украинские машины производства ЛАЗ и ЮМЗ.

В Ялте я смотрел на горы и на море, и с троллейбусами пересекаться не собирался. Однако как-то раз в ночи мне посчастливилось увидеть (правда нечётко) тот самый настоящий овеянный мифами и легендами раритет:
Крымский троллейбус / Россия // ttweak.livejournal.com

Škoda 9Tr21 № 5553 1976 года выпуска у кинотеатра Спартак. В следующем году этому троллейбусу будет 40 лет, при том что срок службы у него по паспорту — всего 10.

Из Ялты в столицу республики город Симферополь мы поехали той самой дорогой, по которой проходит рекордный троллейбусный маршрут длинной почти в 100 километров. Правда поехали не на троллейбусе, а на такси — так эффективнее. В Ялте у моря было солнце и почти тепло, а на трассе в горах — туман и гололёд.

Крымский троллейбус / Россия // ttweak.livejournal.com

Троллейбус Богдан Т701.15 производства ЛуАЗ (2011 г.в.) — непривычный для России аппарат. Следует по междугороднему 52 маршруту от симферопольского железнодорожного вокзала на курорты ЮБК: транзитом через Алушту (с 2015 билет 55 рублей) в Ялту (87 рублей). В пути всего 2,5 часа. Но это не рекорд: ещё есть 55 маршрут, который отправляется от симферопольского аэропорта. Он идёт на полчаса дольше и стоит на 11 рублей дороже.

Старый троллейбус по дороге удалось увидеть только в виде промелькнувшего заснеженного памятника на Ангарском перевале (наивысшая точка маршрута, 752 метра).

В Симферополе я решил не ждать случая, а выделил себе время специально на троллейбусную фотоохоту:
Крымский троллейбус / Россия // ttweak.livejournal.com

Богданы Т701.10 у площади Ленина.

Вот показался и главный герой:
Крымский троллейбус / Россия // ttweak.livejournal.com

Основной набор крымских троллейбусов и неведомый украинский автомобиль.
Богдан — новый, красивый, современный. Тем удивительней контраст с допотопными Шкодами (круглыми 9Tr и квадратными 14Tr). На улицах Богданы и Шкоды встречаются примерно поровну.

Крымский троллейбус / Россия // ttweak.livejournal.com

Škoda 9TrH27 № 3724 (1980 г.в.). Троллейбус — мой ровесник. Пережил четырёх генсеков и четырёх президентов и вполне себе бодр.

Шкода 9Tr была для своего времени очень прогрессивной машиной. Её собирали в Чехословакии в 1962-1982 годы и продавали по всему миру, но в основном она поставлялась в СССР (Украину, Прибалтику, Грузию — особенности советской оккупации). На крымских троллейбусных линиях Шкода 9 модели закрепилась сразу же после своего появления как основной тип подвижного состава. Так сложились обстоятельства, что работает до сих пор — больше 50 лет.

Крымский троллейбус / Россия // ttweak.livejournal.com

Кривоват — старость не радость.
В СССР изначально закупались троллейбусы с двумя дверями: задняя широкая для входа, передняя узкая для выхода. Соответствующие значки рисуют до сих пор. Такое понятие, как «час пик» похоже заказчикам этих троллейбусов было неведомо.
Лестниц сзади у этих машин почему-то нет. Зато у них есть интересная особенность: три педали. Газ, тормоз, и ещё один тормоз.

Следующая фото-точка — перекрёсток проспекта Кирова и улицы Самокиша:
Крымский троллейбус / Россия // ttweak.livejournal.com

Škoda 9TrH27 № 3756 (1981 г.в.). Кстати красочная реклама Роллтона — на мове.

Крымский троллейбус / Россия // ttweak.livejournal.com

Škoda 9TrH27 № 3766 (1981 г.в.) Этот трёхдверный.

Крымский троллейбус / Россия // ttweak.livejournal.com

Не троллейбус, но тоже раритет.

Крымский троллейбус / Россия // ttweak.livejournal.com

Москвич-407 (выпускался с 1958 по 1965).

Крымский троллейбус / Россия // ttweak.livejournal.com

Škoda 14Tr02/6 № 2052 (1988 г.в.). Шкода 14 модели заменила на конвейере 9-ю модель в начале 1980-х и поставлялась в Крым до 1990 года.

Крымский троллейбус / Россия // ttweak.livejournal.com

Škoda 14Tr02 № 1853 (1984 г.в.).

Крымский троллейбус / Россия // ttweak.livejournal.com

Можно оценить интервалы движения.

Перекрёсток проспекта Александра Невского с улицей Жуковского:
Крымский троллейбус / Россия // ttweak.livejournal.com

Удивительным образом снова первым приехал троллейбус с номером 3724.

Крымский троллейбус / Россия // ttweak.livejournal.com

Škoda 9TrH27 № 3704 (1979 г.в.). Доставка хорошей еды.

Крымский троллейбус / Россия // ttweak.livejournal.com

Škoda 14Tr11/6 № 2150 (1990 г.в.). Одна из последних закупленных машин в советскую эпоху.

Привокзальная площадь:
Крымский троллейбус / Россия // ttweak.livejournal.com

Škoda 9TrH27 № 7710 (1980 г.в.).

Крымский троллейбус / Россия // ttweak.livejournal.com

Škoda 9TrH29 № 7791 (1982 г.в.) первого маршрута. Рядом междугородняя остановка «Троллейбусом к морю!».

Самый старый работающий на маршрутах в Крыму троллейбус сейчас 1972 года выпуска. (А самый старый действующий троллейбус в мире находится у нас в Питере: ЯТБ-1 1936 года. Но он экскурсионный.)

Невозможно не упомянуть, что самые раритетная техника в Крыму, это всё-таки не троллейбусы.
Это вот:
Крымский троллейбус / Россия // ttweak.livejournal.com

Депо Симферополь. Электровозы ВЛ-8 (выпускались в 1953-67 годах) и электрички Эр-1 (выпускались в 1957-62 годах).

Крымский троллейбус / Россия // ttweak.livejournal.com

Электровоз ВЛ8м-1360 1961-го года выпуска.

Кстати к троллейбусной раритетности в Крыму можно добавить и стоимость городского проезда — 7 рублей (11 евроцентов). Подорожало, в том году было 5. В Питере для сравнения проезд стоит 28.

_________________________________

Крымские коты

Tags: Крым, Россия, Симферополь, Украина, фото

[There are currently 13 comments]

Источник: ru-travel.livejournal.com
ttweak
02/04/2015 08:00

Источник