Китайский транспорт

август 2011

По образцу прошлогоднего рассказа об индийском транспорте попытался так же систематизировать свои впечатления от использования китайского общественного (и не очень) транспорта.

Как и в Индии, в Китае развиты внутренние авиаперевозки – это и понятно при таких размерах страны. Осуществляет их полтора десятка авиакомпаний, есть даже один лоукостер – базирующийся в Шанхае Spring Airways. Англоязычные версии сайтов есть у всех (хотя часто «кривые»), но вот покупать на них (кроме того же «Спринга») не стоит.

Тарифы на авиаперевозки в Китае устанавливает государство и при покупке билета из-за границы на сайте авиакомпании вам будет показан базовый Y-тариф, а это совсем неинтересно. Зато интересны скидки, достигающие 60-70 %. За ними отправляемся на сайты китайских консолидаторов, их несколько, у всех есть англоязычные версии сайтов, все без проблем принимают иностранные карточки, и у всех есть (на всякий случай) колл-центры, где хорошо говорят по-английски. Сам проверил всё это на примере elong’а.
Спешить с покупкой не обязательно – помониторив ситуацию с месяц, пришёл к выводу, что самые выгодные предложения бывают за неделю-другую перед вылетом. Ещё пара замечаний – билет в одну сторону в Китае, вопреки мировым традициям, стоит половину билета туда-обратно. И полёты в Гонконг и Макао (и Тайвань тем более) относятся к категории «международных».

пассажиры / Китай
пассажиры

аэропорт / Китай
аэропорт

CRH / Китай
CRH

Сам летал «Чайной Истерн» (Шанхай-Сямынь) и «Чайной Саутерн» (Гуанчжоу-Тяньцзинь), оба раза самолёты опаздывали на полчаса-час с прилётом – соответственно и вылетали позже. Во втором случае утренний рейс, на который забронировал билет, вообще отменили, но «элонговский» персонал оперативно перебронировал на дневной. «Чайна Истерн» кормит сухпайком, у «Чайны Саутерн» и горячее было.

Если в прошлом году в Индии хорошо ознакомился со всем разнообразием индийских поездов (от сэконда до АС), то в этом году в Китае – так уж вышло – подробно изучил только одну часть Китайских железных дорог, а именно CRH (China Railway High-speed), то есть скоростные поезда. Это оказалось не так страшно, весьма удобно и даже не так уж и дорого.
В 2006-м Коммунистическая партия Китая поставила задачу: к 2020-му путь поездом из Пекина в Гуанчжоу должен занимать 8 часов. И сейчас Китай занят претворения этого решения партии в жизнь, новые линии скоростных поездов вводятся в эксплуатацию чуть ли не каждый месяц, белые поезда с буквами CRH стали одним из символов стремительно развивающегося Китая.

К CRH относятся поезда C, D и G-серий.

C – междугородние (короткие) суперскоростные экспрессы. Ехал Тяньцзинь-Пекин. Полчаса, лично зафиксировал у него вот такую скорость.

G – междугородние (длинные) суперскоростные экспрессы. Использовал Нанкин-Сучжоу (полтора часа) и Сучжоу-Шанхай (40 минут).
D – междугородние (совсем длинные) (просто)скоростные (то есть в районе 200-250 км/ч) поезда. Таким добирался из Пекина в Нанкин, 7 часов.
В Пекине и Шанхае для скоростных поездов построили отдельные вокзалы (Южный и Хонцяо соответственно), но и в этих городах часть скоростных поездов отправляется/приходит на главные вокзалы.

Билеты можно покупать и по старинке – записочками в кассы, но удобнее делать это было (до июня) в автоматах, что скрываются за вывеской self-service ticket office.

скорость / Китай
скорость

автоматы / Китай
автоматы

платформа / Китай
платформа

Меню автомата, конечно, исключительно на китайском, но сам процесс интуитивно понятен. Только надо иметь перед глазами иероглифы названия места, куда хотите приехать. На первом экране выбираем пункт назначения и дату, вам показывают доступные поезда, выбираем нужный, подтверждаем выбор, суём в купюроприёмних сотенную (ые) купюры, автомат выдаёт билет и сдачу. К сожалению, эту лавочку для иностранцев с июня прикрыли — автоматы теперь требуют китайское ID:(((

На маршрутах, где поезда ходят раз в полчаса (Тяньцзинь-Пекин или Сучжоу-Шанхай) нет смысла покупать заранее – приходите и берёте билет на ближайший поезд (минут 20-ть хватит).
На билетике обычно написан номер выхода на посадку – входите в само здание вокзала (через контроль безопасности с просвечиванием багажа), поднимаетесь на 2-й этаж (на Тяньцзинском вокзале выходы на скоростные поезда на 1-м этаже, правее эскалаторов), находите нужный гейт. Выход открывают минут за 10-15 до отправления, проходите через турникет (суёте билетик в нижнюю щель – забираете из верхней). Билетик сохраняем до конца поездки – на выходе надо снова через турникет пройти.

Вагоны бывают 1-го и 2-го класса. Во 2-м классе – мягкие кресла самолётного типа с откидывающимися столиками по схеме 2х3, вместительные багажные полки, в половине случаев бортпроводницы по бутылке воды (0,3) раздавали. Так что ехать удобно, в поезде Пекин-Нанкин даже нормально поспал.

Сколько стоит? Тяньцзинь-Пекин – 58 юаней, Пекин-Нанкин – 274 юаня, Нанкин-Сучжоу – 105 юаней, Сучжоу-Шанхай – 41 юаня. Для сравнения – hard sleeper в обычном поезде Пекин-Нанкин, идущем 15 часов, стоит ровно те же 274 юаня.

Но не во все места в Китае ещё можно добраться скоростными :) и даже обычными поездами. Так что перехожу к междугородным автобусам. Они в Китае вполне современные, ездят по хайвэям.

Ходят с автостанций, на которых тоже не всё так просто, как в Индии. Заходим, видим табло с доступными рейсами (на китайском разумеется), суёмся в билетные кассы, где объясняем, куда нам надо (тут записочки иероглифами пригодятся, хотя один раз встретил англоговорящую кассиршу!), покупаем билет, на котором написан номер выхода на посадку. Через просвечивание багажа проходим в зал ожидания и к своему выходу, на котором и проверяют билеты.
В крупных городах автостанций много, так что если едем, например, в Гуанчжоу, при покупке желательно уточнить, до какой станции именно. Расстояние между креслами в автобусах небольшое, а багажные полки маленькие, так что рюкзак можно и в багажное отделение положить (тоже с квитанцией).
Помимо обычных кондиционированных (и не очень) экспрессов с мягкими (и не очень) сиденьями, в Китае есть и слиппер-басы, в которых вместо кресел – спальные полки по схеме 1х3 в два яруса. Вещь удобная – едешь себе лёжа, в окно глядишь.

В сельских районах Китая (по расписанию) ездят и обычные минибасы с кондукторами. Есть ещё микробасы без опознавательных знаков – уже частная лавочка, бегают по заполнению в разные места в округе. Относятся уже к таксующему транспорту. Как и местные частники на своих машинах, а в менее продвинутых регионах – и мотоциклах. Оплата по договорённости – в общем, аппетиты у них довольно умеренные (по сравнению с индийскими рикшевозами).

Рассказ про китайский городской транспорт начну с простого утверждения — китайские города обладают необычайно разветвлённой и эффективной системой общественного транспорта, позволяющей добраться до любого интересного места в городе и его ближайших окрестностях.

Первый совет – при прибытии в новый город первым делом покупаем самую свежую карту города (там обычно и маршруты автобусов показаны).

Хотя бы для того, чтобы удивится, сколько новых станций метро китайцы успели построить за год, прошедший с выхода путеводителя. Бабушки у вокзалов/автостанций обычно торгуют ими по 10 юаней, в киосках можно купить за 5 юаней.

Второй совет — пользуйтесь китайскими транспортными картами (о них как-то уже писал в сообществе). Не столько ради экономии, сколько удобства ради.

автостанция / Китай
автостанция

спальные полки / Китай
спальные полки

вход в метро / Китай
вход в метро

Метро. Имеется в большинстве крупных китайских городов. Там, где нет – построят в ближайшие годы. Обычно залегает неглубоко, часть линий – вообще эстакадные (т.н. «лёгкое метро»). Какие-то попытки к украшательству вроде московских замечены только на некоторых станциях первой линии Пекинского метро.

Станции (кроме самых старых) закрытого типа, на платформах размечено, где стоять, куда заходить. В час пик может быть многолюдно, но до столпотворения московского метро не дотягивает. Вагоны современные, объявления – двуязычные (китайский и английский), а в Гуанчжоу – даже трёхязычные (помимо стандартного путунхуа, ещё и кантонский диалект юэ). В начале и конце вагона имеются экраны с бегущими текстами – иероглифами и на английском. Есть и двуязычные схемки с загорающимися лампочками. Ещё в Пекине и Шанхае вход на станции – через просвечивание сумок.
Оплата дифференцирована, только в Пекине за любую поездку – 2 юаня.

Автобусные маршруты в китайских городах многочисленны. Автобусы современные, вход – через переднюю дверь, выход – через среднюю, задней нет. Кондукторы имеются в Пекине – соответственно там входим через ту из средних дверей (в Пекине распространены автобусы-«гармошки»), у которой сидит кондуктор – она на остановках высовывает руку в окно, показывая, где входить. На входе либо прикладываем транспортную карту к ридеру, либо бросаем монетки в коробочку.

Обычные цены: 1 юань – за некондиционированный автобус (но такие уже довольно редки), 2 юаня – за кондиционированный. С транспортной картой – дешевле. Такая роскошь, как двуязычные объявления, имеется только в Пекине, Шанхае и Гонконге, да и то – не всегда. Зато там обычно всегда идут двуязычные тексты на табло в начале салона. В других городах язык только китайский.

На автобусных остановках обычно маршруты подробно расписаны, но только иероглифами. В Пекине обычно конечные станции на остановках написаны латиницей.
В Пекине, Шанхае и Гуанчжоу есть и троллейбусы – от автобусов отличаются только наличием этих самых троллей.

на остановке / Китай
на остановке

расписание / Китай
расписание

троллейбус / Китай
троллейбус

Из-за такого близкого сходства как-то в сумерках в Шанхае перепутал 19-й троллейбус с 19-м автобусом и уехал немного не туда :)
Трамваи в китайских городах вымерли. Кроме очаровательных двухэтажных трамваев в Гонконге.

К внутригородскому транспорту относятся ещё паромы в Гонконге, Гуанчжоу, Шанхае.

Стоит упомянуть маглев – поезд нового поколения (магнитная левитация), курсирующий между аэропортом Пудун и Шанхаем (станция метро Лонянь). Можно прокатиться ради интереса – стоит 50 юаней (против 7 юаней за метро).

трамваи / Китай
трамваи

паромы / Китай
паромы

маглев / Китай
маглев

В начале XXI века китайцы думали, строить ли скоростные поезда обычного типа (CRH) или такие вот маглевы. В 2006-м окончательно выбрали нормальные поезда, так что шанхайский маглев так и остался памятником китайского размаха с долей транжирства.

Такси в китайских городах многочисленны и разноцветны. Непонятно, зачем при таком общественном транспорте они нужны. А китайцы ещё и в очередях на них стоят! Ездят по счётчику, английского обычно таксисты не знают, так что под рукой желательно иметь карту с иероглифами, чтобы довезли куда надо.

Вот и весь рассказ про китайский транспорт.

Источник: community.livejournal.com/ru_travel/
antinormanist
02/09/2011 16:16

Источник