Казань — The City of Millennium

октябрь 2008

Чтобы быстро выехать к чорту из города мне не нужно видеть по телику зомби, пожирающих прямо в останкинской студии шею Михаила Сорокина или общенародную грудь Ксюши Собчак. В самом, разумеется, прямом эфире. В общем, утром задан вопрос Яндексу о погоде в Казани, очередь в кассу за билетами, и в тот же вечер поезд с табличкой «Москва-Казань» уносит меня с Василисой на совершеннейший Ближний Восток.

Плацкарты с 1 октября стоят 650-900 руб в зависимости от фирменности поезда. Ехать около 15 часов, что почти в 2 раза дальше, чем Питер. С нами в купе едет девочка Оля. Она смотрит мульты, рисует принцесс, играет со мной в имена — и где-то под Нижним Новгородом уже называет меня «дядя Серёжа». Имена ей подсказывает парочка студентов-геологов из КГУ. Они ездят каждый год на 3-4 месяца практики в тайгу, и знают много имён народностей манси и эвенов. В этом году их на вертушке забросили в Якутию. В рюкзаке у каждого до 25 кг минералов! Когда Оля с помощниками меня уже практически «повесили», я прошу показать мне якутские фотки. Никогда не видели снег в середине июля?

Глобалист: каждой религии — по куполу

Прямо от вокзала на автобусе №2 мы едем в Старое Аракчино посмотреть на т.н. Храм всех религий (Вселенский храм, Храм Мира) – конфессионально-эклетичное нагромождение византийских куполов, православных крестов, готических шпилей, рериховских знаков, звёзд Давида, мусульманских полумесяцев и буддийских гонгов. Всего будет 16 куполов из всех мировых цивилизций (включая Атлантиду!!!): каждой религии — по куполу. Под вращающимся центральным куполом будет находиться настоящая обсерватория с телескопом, а в залах можно будет найти и немецкий орган, и православный иконостас, и золотого Будду (подарок президента известной южнокорейской корпорации). В архитектурном плане эти постройки живо смахивают на город будущего, нарисованный гением Майкла Ариаса в аниме «Железобетон».

Идея объединения религий мне напомнила каодайцев со штаб-квартирой во вьетнамском городе Тай Нинь. Каодаизм – одно из самых чудаковатых религиозных течений в мире, попытка создать идеальную религию на основе всего лучшего, что предлагают учения Востока и Запада. Салат из буддизма, конфуцианства, таоизма, шаманизма, христианства и ислама – приятного аппетита! Многие считают каодаизм «религией будущего», которая должна объединить Восток и Запад, мусульман, христиан и индуистов. В центре каодайского всего – единый бог, который изображается в виде «Всевидящего Ока» — распространенного массонского символа. Оказалось, что точно такой же символ (divine eye), есть даже на 1-долларовой купюре Bank of America, с обратной стороны от Джорджа Вашингтона (президент Рузвельт, массон 32-ой категории, утвердил такой дизайн банкноты в 1935 году). Каодайцы считают, что во вселенной 72 планеты, причем планета No 1 находится ближе всего к раю, а планета 72 — к аду. Планета Земля у них числится за номером 68. Говорят, что самый бедствующий житель планеты 67 никогда не согласится на место короля на планете 68… Известно 3 каодайских святых, выбор которых поражает — Виктор Гюго, китайский революционер партии Куоминтана и некий вьетнамский поэт-просветитель 16 века. Каодайцы практикуют спиритические сеансы с богом. Общение с богом в эпоху глобализации ведется на вьетнамском, китайском, французском и английском языках. Проповедуют культ предков, ненасилие, аскетизм, честность, трезвость и вегетарианство. Каодайские храмы – весьма забавные сооружения. По стилю ближе всего к фантасмагорическому рококо. Эклектичное сочетание мечети, пагоды и костела. Наверняка, при желании можно найти и элементы нарышкинского барокко.

Однако в Старом Аракчино — отнюдь не религиозный объект (пока!), а скорее — культурологический. Это частная территория. Не место молитвы, а место для раздумий. Не храм какой-либо веры, а храм культуры и истины. Основал его упрямый художник и философ Ильдар Ханов на месте своего фамильного дома. Никаких обрядов здесь не проводится и проводиться не будет. Тем не менее очередь из страждущих побеседовать с магом и целителем паломников не исчезает. Люди надеются, что выпускник Суриковского художественного училища излечит их от алкоголизма и головных болей. Бесплатно! Несколько наркоманов, приехавших на Волгу лечиться от наркозависимости, работают с ним на стройке. Методика целительства Ханова основана на лечении добром души человека. Полагают, это только нам кажется, что болит рука, нога или сердце. На самом деле болит душа, и именно её приходят сюда лечить.

У Ильдара Ханова есть один интереснейший проект — собрать сотню философов из разных стран, закрыться на месяц у него дома и пообсуждать проблемы объединения всех религий, мира на земле и новой веры. Его задача — не объединить религии. Пусть они самостоятельно развиваются. У него задача – собрать все религии, все культуры, чтобы найти кратчайший путь для сохранения мира, добра, человечности.

В будущем на базе Вселенского храма планируется всячески развивать близлежащие территории — тут тебе и детские студии (художественная, консерватория, школа ремёсел), и конноспортивная школа, и нарколечебница, и гостиница, и театр (будут играть пьесы на семи языках), и философская школа (займётся разработкой новой идеологии для России). Главная цель для Ханова — создать школу по подготовке учителей человечества.

Кстати, идея Ильдара Ханова – не нова. Так, в селе Каменки (Донбасс, Луганская область) тоже возводится некий «Храм всех религий» — на горе, с христианской часовней и буддийской ступой. Иконы на алтаре собраны со всего мира: пресвятая Дива Мария из Италии, охранники-слоны из Индии, лик Иисуса написан луганским мастером. Создаёт всё это археолог и путешественник со стажем Николай Тарасенко с 1992 года (Ханов заложил своё детище в 1994 году). Сейчас здесь живописная горная усадьба с огородом, баней, кузницей и пасекой. Всё это хозяйство охраняют шесть кошек.

Во всём этом что-то есть. Бог – понятие ёмкое. Надо об этом… просто молчать и творить добро, ибо добро – это и есть Бог.

Грузинская божия матерь возле «красного моря» Татарстана

Второй день в столице Татарстана мы решили посвятить поездке в Раифу — священное место посреди Волжско-Камского государственного природного заповедника в 25 км от города (автобус возле ЦУМа либо на Зеленодольск с остановки напротив ж-д вокзала, 40 минут). Там с 1613 года располагается Раифский мужской богородицкий монастырь. Название своё монастырь получил от места на берегу Красного моря, где в IV веке от рук язычников погибли христианские монахи. Дело в том, что монастырь долгое время находился в окружении язычников, дикие черемисы приходили на берег озера для жертвоприношений, и по аналогии было решено назвать его Раифским Богородицким. После революции 1917 здесь располагалась колония для малолетних преступников, и лишь в 1991 году территория возвращена РПЦ. Сейчас она даже взята под охрану ЮНЕСКО.

Комплекс монастыря примечателен прежде всего собором Грузинской Божией матери с чудодейственным списком соответствующей иконы (оригинал IV века побывал в Грузии, Персии, ныне хранится в Черногорском монастыре в Архангельской области). В 1992 году реставратор из Санкт-Петербурга восстановил эту икону, и как говорят экскурсоводы, за те 2 недели, что он работал над чудотворной святыней — он пришёл к вере. Художник отказался от платы за свой труд (а это порядка 10 000 y.e.) и теперь ежегодно берёт на реставрацию из этого храма по одной иконе. Такой вот редкий в наше время альтруизм. Обратите внимание на нехарактерные для православной архитектуры механические часы под куполом колокольни. Пожалуй, этот собор — одно из самых необычных мест с учётом августовского кризиса на Кавказе. Незаурядны и внутренние росписи храма, восстановленные питерскими художниками. Сам же образ благоволит к людям искусства, поэтому здесь регулярно можно встретить известных российских артистов. Кроме того, считается, что чудотворная икона помогает при гинекологических заболеваниях. В общем, подходящее место для ландшафтных архитекторш с плохой микрофлорой.

Вторая замечательность монастыря – миниатюрная Софийская церковь. Построенная в конце XVIII века, она выдаётся за самую маленькую церковь в Европе (лично у меня сей факт вызывает сомнения). Молитвы в ней проводят исключительно монахи, да и те могут прийти сюда лишь один раз в год — в день святых матери Софии и её дочерей Веры, Надежды и Любови (30 сентября).

Территория обители изобилует разнообразными аляповатыми памятниками и китчевыми скульптурами. Смотрится не супер, но забавно. Так, у озера, прямо за стенами монастыря есть замечательно разноцветная лягушка из камня. В платье в горошек, с ярко накрашенными, словно для поцелуя, губами. Более того, абсолютно немая лягушка. Тиражируемая экскурсоводами легенда гласит, что давным-давно усердно квакавшие на озере лягушки мешали монахам молиться. Те помолились по этому поводу, и лягушки квакать перестали. Любознательные французские учёные пытались узнать что это за квакушки неквакающие такие, может вид особый — привезли говорят обычных, так те тоже замолчали. Верно это или нет — свидетельствую: в октябре следов земноводных не было. Вторая легенда тоже о водоплавающих — бобрах. Рядом с монастырем в Волжско-Камском заповеднике бобров заселили. Выяснилось, что все «семейные» бобры живут по другую сторону озера от монастыря, а холостые — возле монастыря. Ученые говорят, что таких бобров в мире больше нет. Третья распространённая легенда, покамест не получившая канонического изложения – о постсоветском аквацелителе Алане Чумаке. Говорят, захотевший посетить обитель маг так и не смог пройти через ворота. Какая-то неведомая сила не пускала его. В особо ортодоксальной версии легенды лжецелителя после трёх попыток даже увезли на скорой и госпитализировали. В отличие от Чумака, сюда смогли пройти другие одиозные личности: здесь венчался с женой бывший главный налоговик А. Починок (по слухам, молился о повышении сбора налогов), купался в озере Б. Ельцин, молилась А. Пугачева. Были также в монастыре Б. Березовский, Г. Зюганов (!), А. Чубайс, Г. Боос (крестился зимой в озере), В. Рушайло, И. Кобзон, О. Газманов, В. Леонтьев, А. Калягин (венчался и крестился), С. Говорухин, Ю. Шевчук и многие другие. Для таких гостей на входе организована отдельная VIP-парковка с флагштоками.

Знаменит монастырь и своей фирменной пожарной командой. Однажды зимой тут загорелась ива, а пожарная машина из города добиралась 40 минут. После этого монахи не раз горевшего храма призадумались. Теперь вот жители окрестных деревень при пожаре… звонят в монастырь. Им навстречу выезжает по вызову соответствующая случаю машина с мигалкой и огромной надписью «Монастырь Раифа». С Божьей, как говорится, помощью!

Монастырь очень ухоженный. Кроме клумб на кладбище и свежевыкрашенных храмовых стен, обращает на себя внимание добротная двухэтажная гостиница «Дом паломника», скорее напоминающая курортный мини-отель на берегу Раифского озера. В кельях загадочно мерцают компьютеры: действует локальная компьютерная сеть. Кров и постный шведский стол здесь оплачиваются посильным трудом на благо обители. Ну а просто утолить голод можно без труда — в соседнем кафе. Там и чак-чак, и кофе с молоком. Полный Сабантуй! Раньше при монастыре продавали свои фирменные хлебобулочные изделия в домике с ласковой вывеской «Хлебушек», но недавно весь хлеб демонтировали – приходится довольствоваться зеленодольской выпечкой в полиэтилене.

Здания в стиле барокко и странные памятники – вовсе не главное в Раифе. Здесь великолепная природа — вид на озеро, чистый заповедный воздух, птички-зверушки (наглядные пособия по окрестной флоре и фауне есть на плакатах у озера), структурированная колокольным звоном и намоленная вода в роднике-часовне (однако за более чем 10-литровый забор воды будьте готовы оставить плату – расценки на стене!). В соборе, в свечной лавке предлагают ту же воду по 35 руб. за бутылку с запатентованнной наклейкой «Раифский источник».. Покупают. В живописной надводной часовне, в которую попадаешь по специальному понтону, проходит таинство крещения, хотя в обычное время она скорее выполняет функцию парковой беседки с видом. На само же Крещение, кстати, на озере можно увидеть десятки ледяных скульптур на библейские темы. По-моему, это здорово – приехать в Раифу на Крещение, окунуться в прорубь в форме креста с видом на какого-нибудь сияющего Иуду, остановившись на ночь в пятизвёздном «Доме паломника» за символические снегоуборочные старания…

Очень красивый вид на монастырь открывается с противоположного ему берега Раифского озера, там где якобы живут лишь «семейные» бобры, однако туда мы с Василисой, к сожалению, не дошли… Тем не менее мы провели замечательный день в окружении 300-летних сосен, слепящего золота осени и уплывающего в южное полушарие солнышка. Ничуть не хуже, чем на Красном море.

Город тысячелетних драконов, оберегающих суверенитет

Многие историки и краеведы до сих пор не пришли к единому мнению относительно истинного возраста Казани, «столицы всех татар мира». Версии расходятся века на четыре. Ведь если придерживаться традиционных принципов датировки, когда временем основания города считается дата его первого упоминания в письменных источниках, то Казань основана не ранее XIV века. Тем не менее официальный Милленниум имени найденной чешской монеты, датированной примерно 930 годом, здесь с помпой праздновали в 2005 году. Разумеется, к этой более чем круглой дате многие городские достопримечательности подретушировали, освоили пустыри и обновили фасады по маршрутам официальных делегаций. Неплохо бы было и памятник злополучной монете поставить.

Понятно, что у Москвы с Казанью старые счёты. В 1552 булгарский форпост Золотой Орды был завоёван Иваном Грозным, и Казанское ханство было присоединено к России. Далее была Казанская губерния, Татарская АССР, Республика Татарстан, грозившая в начале 90-ых суверенитетом… Посмотрите хотя бы на гербы города Москвы и Казани: Георгий Победоносец против Зиланта — змея-дракона, символа Казани! Одна из легенд о возникновении города говорит о том, что Казань стала строиться там, где приземлился этот аналог Змея Горыныча (было это на горе, где высится сейчас отстроенный заново женский Зилантов монастырь). Забавно также, что Зиланта можно увидеть на гербах не только татарских городов, но и подмосковной Каширы!

Амбиций у Казани ничуть не меньше, чем у Москвы. В собственном белокаменном Кремле на берегу реки Казанки заседает правительство республики во главе с президентом Шаймиевым. Знаки и флаги на башнях свидетельствуют о том, что он находится под охраной не ФСО, но — ЮНЕСКО. Кроме того, как и во всяком уважаемом Кремле, тут есть своя Спасская башня. С настоящими курантами. Ансамбль Кремля – эклетичное столпотворение минаретов старых и новых, православных маковок, государственных флагов и пятиконечных сталинских звёзд. Оригинальная мечеть Кул-Шариф была сожжена войском Ивана Грозного при взятии Казани. В 1996 году к тясячелетию города началось её восстановление по образу и подобию разрушенной много лет назад мечети Аль-Кабир в г. Булгар – символа поволжского ислама. Сейчас в Кул-Шариф вход только в бахилах (5 руб), гостей пускают на осмотр интерьеров вверх по винтовой лестнице, внутри работает небольшой музей ислама.

Казань – это татарский филиал Пизы. Тут тоже имеется своя заваливающаяся башня. Сююмбике – казанская царица, дочь ногайского мурзы и жена трёх последних казанских царей (как это понимать?!). Легенда гласит, что неравнодушный к дамам Иван Грозный предложил царице руку и сердце (т.е. четвёртое замужество?), но своенравная Сююмбике отвергла царские и руку, и сердце. Тут-то разгневанный царь и снарядил знаменитый поход на Казань, закончившийся успешным взятием города. Тогда Сююмбике вроде бы согласилась идти под венец, но с условием, что в качестве свадебного подарка царь за 7 дней построит в Казани самую высокую башню. Башня была спешно построена (клали в день по ярусу), начался свадебный пир. Сююмбике попросила разрешения подняться наверх, обозреть свой родной город и попрощаться с горожанами. Не в силах то ли покориться Грозному, то ли проститься с родным городом – вскоре с высоты 58 метров царица полетела вниз. А сегодня и башня клонится вниз, к своей царевне — наклон от вертикали составляет 1,8 м. (в Пизе — 4,5 м). Кстати, башня Сююмбике является прототипом здания Казанского вокзала в Москве.

Побывав в Казани, нельзя пройти мимо списка Казанской иконы Божьей Матери – одной из самых почитаемых икон в Русской церкви, что хранится в Казанском Богородицком монастыре в пяти минутах хотьбы от Кремля. В честь этой иконы построен Казанский собор в Питере. Как это часто случается, оригинал чудотворной иконы исчез таинственным образом в 1904 году, и в 2004ом году дипломаты из Ватикана подарили Алексию II список неизвестного происхождения, который был помещён в Крестовоздвиженском храме Богородицкого монастыря.

Казанский Арбат – улица Баумана. По ней рассредоточено много фонтанов, железная фотокарета, казино, кафешки и ресторанчики национальной кухни. На ней же расположена 62-метровая Колокольня церкви Богоявления в псевдорусском стиле – казанский ответ Нотрдаму, а также красочный Петропавловский собор (XVIIIв) с очаровательной вечерней подсветкой. В центре Казани умиляют вывески магазинов с такой редкой русской буквой, как «Ъ» — на конце. Кажется, что ты прогуливаешься по какому-то ретро-городу. Кроме «Ъ» на глаза попадаются характерные вывески «Фатиха. Салон мусульманской одежды» или «Салям. Оптово-розничный исламский магазин», а также объявления вроде «В магазин на работу требуется женщина-мусульманка» (прямое, кстати сказать, нарушение ТК РФ!).

Название города («казан» — «котел») соответствует бурлящему ритму жизни этого города-миллионника. Неудивительно: около 40% жителей города – это молодежь до 30 лет. Неспроста город выиграл право быть местом проведения Всемирной Летней Универсиады-2013 – студенческого аналога Олимпийских игр. В ожидании выделенных на это дело 604 миллионов федеральных и республиканских евро молодёжь пьёт «Красный Восток» на «Сковородке» (другое название – «шкварня»). Это такая площадка перед КГУ им. Ленина, где нет тени и есть памятник вождю мирового пролетариата (памятник исключённому всего через три месяца студенту возле альмаматер имени его имени – согласитесь, знаковый прецендент!). Пьёт степенно и благородно: никто нынче не горит желанием перекрасить ленинский пиджак в красный цвет. Между прочим, Казанский университет (1804) — один из старейших университетов на территории России после Калининграда, Санкт-Петербурга и Москвы (1755). Инициатором его создания являлся великий математик, создатель неевклидовой геометрии Лобачевский. Он и стал первым ректором КГУ. Сегодня в университете сильные факультеты химии, физики, астрономии, а также замечательные лабы с оборудованием XIX века!

Подходящий молодёжи и спортсменам режим передвижения по городу поддерживает Казан метрополитены — скоростной транспорт города Казани. Торжественно запущенный в год тысячелетия города, сегодня он насчитывает 5 станций на одной ветке длиной 7 км. Это первый метрополитен, построенный после развала Союза, и седьмой по счёту в России. Современность проекта безусловно сказалась на качестве транспортных услуг: все станции оборудованы специальными пандусами для инвалидов, в просторных, вентилируемых вагонах предусмотрены ЖК-рекламоносители, мобильная связь и т.д. Именно в Казанском метрополитене проводятся эксперименты по управлению составом без участия машиниста – полностью автоматически, по аналогии с отдельными линиями в Лондоне и Париже. В течение следующего года планируется открыть ещё две станции, проложив туннель под рекой Казанка. Согласно генплану развития города, к 2020 году метрополитен бует состоять из двух линий – 12 станций «Центральной» линии (14км) и 7 станций новой «Савиновской» линии (7км). Сегодня же всё метро насквозь можно проехать с 6 утра до 11 вечера за 9 минут и 10 рублей. Заодно полезно расширить свой лексикон: объявления и надписи тут дублируют на русском и татарском. Кстати, первыми через турникет по смарт-жетонам прошли пассажиры Путин, Шаймиев и Назарбаев.

Кроме самого лучшего в РФ метро, в Татарстане должна быть самая лучшая в РФ почта. Желательно, суверенная. С такой высокой миссией было создано почтовое управление Татарстана (Татарстан почтасы) — единственное, не вошедшее в структуру национального оператора почтовой связи ФГУП Почта России. Российский почтовый голубь, облетая единое федеральное пространство, столкнулся в Татарстане с крылатым барсом. В 2005-2006 годах разгорался имущественный конфликт между ФГУП Почта России и ГУП Татарстан почтасы, в результате которого в Казани фактически действуют целых два почтовых оператора (отделение последнего – под защитой ЮНЕСКО — можно осмотреть в Казанском Кремле, сразу за входом под Спасской башней). Как меня учили в Высшей школе экономики, конкуренция – благо для потребителя. Так, отправка обычного «местного» письма обходилась в 2005 году отправителю в 4,7 рублей, тогда как такое же письмо в «российском» конверте стоило 7,1 рублей. Наконец, согласитесь, что сувенирная марка «Татарстан почтасы» и специальный почтовый конверт красно-зелёного цвета, имеющие хождение только на территории республики, по экзотичности ничуть не уступят «Монгол шуудан».

Почта по Казанской губернии издревле доставлялась по четырём правительственным трактам. Их названия сохранились и по сей день. Так, мало где в России можно погулять по натуральным Сибирскому и Оренбургскому трактам. Сейчас мы тут спокойно гуляем, а ведь для этого — при определённом стечении обстоятельств — мог бы понадобиться и загранпаспорт!

Вам знаком термин «внутреннее зарубежье»? Таковыми территориями после распада СССР являлись Татарстан и Чечня. Как и Чечня, Татарстан осенью 1990 года принял Декларацию о суверенитете, в которой не было указано членство республики ни в составе РСФСР, ни СССР и было объявлено, что как суверенное государство и субъект международного права она заключает договоры и союзы с Россией и другими государствами. Позже Татарстан с такой же формулировкой даже сумел войти в СНГ (!!!), провёл свой референдум, принял свою конституцию. Однако в отличие от силового захвата Чечни в 1999-2000 гг, Татарстану повезло больше: в 1994 году Россия добилась договорного объединения с де-факто суверенным Татарстаном. Не получилась у нас этакая поволжская Андорра! Тем не менее подписанный первым Президентом РФ договор с Республикой Татарстан подтвердил верховенство татарских законов над российскими. Власти республики получили такие функции, как предоставление и лишение татарского гражданства, самостоятельное установление дипломатических отношений с иностранными государствами. Татарстан получил в собственность предприятия ВПК, нефтегазовый комплекс, химическую и лёгкую промышленность. Республика стала самостоятельно распоряжаться добытыми на ее территории нефтью и газом, на несколько лет прекратила платить федеральные налоги в бюджет России. Лишь с началом путинской административной реформы полномочия «суверенного демократического государства в составе РФ» удалось сделать более адекватными. По крайней мере, на 10 лет (срок переподписанного федеративного договора).

Что же мне прежде всего вспоминается, когда меня спрашивают о Казани? Не чак-чак, не Кремль, не Зилант – а Столбы! Фонарные и электроопорные, в центре и на окраинах, а также — стены! С расклееными объявлениями, транслирующими четыре основных городских месседжа: «ДЕНЬГИ» (кредит за 5 минут только по паспорту, а также — странное дело! — обналичивание кредитных карт), «КВАРТИРЫ ПОСУТОЧНО» (а также по часам! – удивительные вещи для мусульманского большинства), «ОБСЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗМА ЗА 15 МИНУТ» (видимо, для тех, кто почасно снимал квартиру по предыдущему объявлению!) и «ДИПЛОМЫ, РЕФЕРАТЫ» (что интересно – с вполне конкретным ценником!).

Весёлые татарские молочники: превращая пиво в навоз

Как выпускнику Высшей школы экономики, мне было крайне интересно познакомиться с татарским бизнесом. Есть такое выражение на татарском языке, которое в переводе на русский звучит «колхоз — это река, а я в лодке плыву по ней». Татарские бизнесмены преуспели на ниве коммерции ещё при коммунизме. При этом, насколько я понял, бизнес по-татарски — в своей основе семейный. Пожалуй, лучший пример – братья Хайруллины. В 2006 году они на пике рынка продали пивоваренный завод «Красный Восток» турецкой группе Efes, а сами увлеклись производством молока в рамках холдинговой компании ОАО «Эдельвейс групп». И уже являются его крупнейшими промышленными производителями в России.

«Эдельвейс групп» принадлежат не только агрохолдинг «Красный Восток агро», но и Энергобанк, страховое общество «Талисман», торговая компания «Эдельвейс» (около 100 торговых точек), ТЦ «Кольцо», аптечная сеть «Эдельвейс фарм» (22 аптеки), гостиницы «Шаляпин палас» и «Гранд-отель-Казан», торговый центр «Казанский ГУМ», более 200 000 кв. м коммерческой площади в Татарстане и др. активы на сумму порядка $2млрд. EBITDA группы – 1,33 млрд руб. Свою послепивоваренную миссию Хайруллины видят в поднятии депрессивных районов республики и улучшении демографии на селе. «Сельская пара в среднем, по статистике, женится в 20 лет и в среднем имеет трех детей, девять внуков, 27 правнуков, 81 праправнука, 243 прапраправнука. Итого: 363 человека потомства за 100 лет. Городская пара в 25 лет женится, один ребенок, один внук, один правнук, один праправнук — все. То есть четыре человека потомства за 100 лет». Ради такого не стыдно и распилить бюджет аграрного нацпроекта. Однако это не простая пилка. Как во всяком харизматичном бизнесе, в этом деле замешана и мечта одного из братьев. Чтобы, подлетая на самолете, сразу было видно, что здесь начался Татарстан — поля должны быть ухожены.

В итоге компания «Красный Восток Агро», созданная в 2003 года с нуля, уже производит каждый четвертый литр товарного молока в республике. Через два года 40% молока в республике будет производить всего одна компания. Уже сейчас эта одна компания производит молока больше, чем 56 субъектов федерации! Один Алькеевский район республики сегодня производит молока больше, чем Самарская и Ульяновская области, вместе взятые! Данным можно верить: в каждую «красновосточную» корову вмонтирован микрочип, с помощью которого считают её, коровью, эффективность. Сегодня у компании 60 000 голов, из них 25 000 дают молоко — и по каждой из них управляющие знают эффективность! Если же корова перестает быть эффективной, её отправляют на мясо: не всякая может давать по 10 000 л в год. Кроме микроэлектроники, «КВ Агро» достаточно эффективно экспериментирует с секстированной спермой. Это когда из неё удаляются сперматозоиды, которые отвечают за рождение бычка — ведь рожденная телочка стоит 30 000 руб, а бычок — 3 000.

Хайруллины демонстрируют чудеса микроменеджмента в макромасштабах. Сейчас у компании «Красный Восток Агро» есть мегафермы в Татарстане и Ульяновске. Будет в Тамбове и, возможно, в Воронеже. Ульяновская мегаферма — самый большой в мире молокодойный проект. С выходом на проектную мощность там будет 7 800 коров и доильный зал на 120 коров единовременного доения. Представляете — каждые 12 минут доится 120 коров! И так 24 часа без остановки. В Европе, между прочим, нет ни одной фермы на 2400 голов, на 1200 есть всего несколько. Можно ли больше? Пределы мегакоровника определяются возможностью утилизировать навоз и заготовить корма.

Стандартный завтрак Айрата Хайруллина — стакан кефира, 200 г натурального творога и чашка чаю. Очень рекоммендую.

Kazan-tipы

Остановиться

Гостиница «Волга» — лучший с точки зрения денег и местоположения вариант для double room (1200 руб за двоих, карты к оплате принимают, www.volga-hotel.ru). Всего в 300-400 метрах от ж-д вокзала. У них даже есть продвинутая CRM-система поощрения постоянных клиентов – бонусная программа лояльности, а также неограниченные собственные экскурсионные возможности. Однако будьте готовы доплатить около 150 руб за шведский завтрак и по 50руб за душ. Последний – не в номере, а в Центре Здоровья. В номере из гигиенических принадлежностей — раковина и туалет, из бытовых – холодильник и телевизор.

Перекусить рационально-национально

сеть супермаркетов домашней еды «Бахетле» (например, отделение в ЦУМе; переводится как «счастливый») – тут и чак-чак в сувенирной упаковке, и конские мясопродукты, и эчпочмак, элеши, пехлевек, зур балиш и пр. блюда татарской кухни. Спросите у любого жителя столицы Татарстана, где купить свежую, по-домашнему вкусную выпечку, готовый ужин или традиционные татарские сладости? Вам, без сомнения, ответят, что в «Бахетле». Теперь уже и в Москве открылись целых три филиала этой кузницы кулинарного татарского счастья. К 2010 г. планируется расширить сеть до 30 супермаркетов, 10 из которых будут в Москве.

Поправить микрофлору толстой

Попробуйте то, что в молочных отделах продаётся под названием «Катык». Это напоминающий ряженку кисломолочный напиток из топлёного молока, распространённый у тюркских народов и в Болгарии. От других видов простокваши катык отличается жирностью (перед сквашиванием молоко долго кипятится, зачастую выпаривается на треть). Впрочем, такой можно приготовить и в Москве: в литр жирного молока (температура около 30°С) вливаем 100 г. сметаны, тщательно всё перемешиваем и укутываем в ватное одеяло, оставляем на 8-10 часов в теплом месте, избегая встряхиваний и передвижений.

сергей коновалов
19/10/2008 22:19

Источник