Кавказ. Дорога на Джилы-Су

осень 2016

Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия // haydamak.livejournal.com

Джилы-Су — мистическое место у северного подножья Эльбруса
Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия // haydamak.livejournal.com

К самой высокой горе Европы ездят обычно по Баксанскому ущелью, к Терсколу, на восточные склоны.

А северный склон, Джилы-Су, «теплая вода» — из-за многочисленных нарзанных источников, долгое время оставался труднодосягаемым.
Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия // haydamak.livejournal.com

До тех пор, пока туда не подвели дорогу от Кисловодска, которая мгновенно получила возможность попасть в клуб самых живописных и впечатляющих дорог России
Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия // haydamak.livejournal.com

Джилы-Су — место таинственное. И дорога к нему, несмотря на ее прикладную, рукотворную сущность, тоже вышла таинственной.
Главная ее тайна — зачем она?
Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия // haydamak.livejournal.com

Дорога упирается в поселок Джилы-Су, и дальше ехать некуда — Эльбрус
Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия // haydamak.livejournal.com

А само Джилы-Су, конечный пункт дороги, это крошечный поселок, с маленькими домиками-коробками, палаточным лагерем и полнейшим отсутствием коммуникаций.
Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия // haydamak.livejournal.com

Нет электричества, водопровода, канализации. И, надо понимать — и не будет. Здесь места не просто дикие, здесь места совершенно потусторонние, со времен динозавров без изменений.

На дороге нет ничего. От слова «совсем». Совсем ничего.
Последний жилой, населенный пункт — аул Кичи-Балык в Карачаево-Черкесии.

Вот он, весь уместился на фотографии.
Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия // haydamak.livejournal.com

Совсем весь, а не какая-то его отдельная часть
Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия // haydamak.livejournal.com

Инфраструктурная ценность дороги приближается к нулю. Для государственного масштаба она совершенно бесполезна
Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия // haydamak.livejournal.com

При этом — это дорога великолепного качества, очень сложная и очень дорогая
Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия // haydamak.livejournal.com

Любая горная дорога — удовольствие недешевое. Но эта — вообще что-то немыслимое.

Главная ее особенность — она идет по вершинам гор.
Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия // haydamak.livejournal.com

Горные дороги кладут обычно по ущельям, именно поэтому Приэльбрусье прежде всего осваивалось с удобного ущелья с востока, а здесь, с севера, нет протяженных ущелий.
Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия // haydamak.livejournal.com

Горы здесь наломаны совершенно немилосердно к инженерной мысли
Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия // haydamak.livejournal.com

И дорога проложена дерзко и зрелищно — в выгрызенных канавах в крутых склонах
Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия // haydamak.livejournal.com

С совершенно немилосердными углами, когда машина вдруг начинается карабкаться чуть ли не отвесно, надрываясь на первой передаче
Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия // haydamak.livejournal.com

И тут разом взмокаешь — такая дорога не простит и малейшей ошибки
Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия // haydamak.livejournal.com

А при прибытии на место начинается и вовсе что-то невероятное — дорога зигзагом взбирается по совершенно отвесной стене — сбоку стена, под 90 градусов, с другого фланга обрыв в пропасть — тоже под 90 градусов.

В дорогу угрохали миллионы, если не больше — и при этом неясна ее экономическая или культурная целесообразность — Джилы-Су как было диким местом, пристанищем суровых мистиков, так таким и осталось
Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия // haydamak.livejournal.com

Цивилизация не грозит — места мало, совершенно нерентабельно любое строительство, ограниченные возможности грузопотока.

Да, трасса великолепного качества — словно и не в тупик идет, и даже на отдельных участках есть фонари — невероятная какая-то роскошь, но горы и сами по себе капризны, а здешние — еще и злые
Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия // haydamak.livejournal.com

Да, энергетика этого места очень мощная, но отчетливо злая.

Любое, мало-мальское проишествие на такой дороге — всё, всё направление мгновенно и полностью отрезано от мира.
Полностью — вот просто от слова совсем. Никаких альтернатив.
Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия // haydamak.livejournal.com

Я смотрю как лежит эта дорога — как уже свалились в пропасть огораживающие плиты
Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия // haydamak.livejournal.com

Как камнепад уже засыпал отдельные части, привалил знаки.

И это относительно спокойное лето — а что же здесь творится лавиноопасной зимой? Тающей весной, дождливой осенью?

От одной только мысли о звенящей, гудящей мощи этих сильных, злых гор бежит по хребту ужасный трепет.

Ноне модно искать места силы, назначать таковые, придумывать им истории и байки.
Как там — «ищу место силы, Подмосковье не предлагать».

Джилы-Су и вся дорога к нему — это настолько мистичное и могущественное место, что ему никаких баек придумывать не надо — оно и так пробирает до дрожи.

Недаром даже во время Второй Мировой эти места были оккупированы войсками Рейха (как-то странно это представлять, но это так — вот в этих местах, где полтора человека на округу, шли бои).
В окрестностях Джилы-Су нацисты организовали военный аэродром — он, кстати, до сих сохранился. Ну, разумеется — в виде лишь угадываемой площадки, но это он, тем не менее. До него можно добраться.
Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия // haydamak.livejournal.com

Не секрет, что Гитлер и вся верхушка Рейха были помешаны на мистике, на поиске признаков присутствия и следов иной расы, поиске таинственных городов. Невероятные ресурсы, даже в непростые времена, выделялись на поисковые экспедиции, археологические изыскания, исследования, раскопки.

Здесь, в Джилы-Су, они тоже что-то искали. Военный аэродром был в частности еще и для того, чтобы можно было доставлять сюда ученых и вывозить возможные находки.

Нашли ли они что-нибудь, кроме повсеместно раскиданных каменных символов?
Этого никто не знает, как и любые поиски нацистов — в Непале, Тибете, Египте, они были строжайше засекречены.
Но информация, тем не менее, просочилась, и сохранившимися архивами Рейха была подтверждена — специальным рейсом на аэродром из Тибета доставлялись тибетские ламы.
О чем они консультировали? Неизвестно. Документы подтверждали лишь их визит (и отправку обратно), но не цель и результаты.
Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия // haydamak.livejournal.com

Дорога на Джилы-Су начинается от Кисловодска, от поселка городского агломерата, носящего гордое имя Индустрия
Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия // haydamak.livejournal.com

Несмотря на свое насквозь советское прозвание и Ставропольскую прописку, поселок практически полностью заселен этническими карачаевцами — с их традиционным хозяйством, планированием дома и дворов.
Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия // haydamak.livejournal.com

С мечетью, с которой муэдзин пять раз в день созывает верующих на азан.
Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия // haydamak.livejournal.com

В российской бюджетной практике есть такая тонкость — деньги на строительство дорог могут идти из федерального бюджета, если трасса имеет общегражданский статус, или из местного — если это дорога на локальные нужды.
Еще в дороги вкладываются города — из своего, из городского бюджета. И вы наверное замечали — едешь по хорошей трассе, и вдруг — бдщь-тых-тых-тых! — уже катишься по стиральной доске — значит въехал в город. А у города в бюджете на дороги извечно зияет дыра.

С трассой на Джилы-Су получилась такая же бюрократическая история — дорога особенная, успевает пройти сразу по трем субъектам — по Ставрополью, по Карачаево-Черкесии и по Кабардино-Балкарии.

Всё, что по национальным республикам — все спонсировалось из федеральных денег, и поэтому качество там потрясное, не дорога а просто зеркало.

А на участок дороги по Ставропольскому краю финансирования не полагалось.

И получается так — сперва едешь через эту самую Индустрию, и до границы с Карачаем, и дороги там нет.
Это не фигура речи — дороги действительно порой нет, вообще. Опять — от слова совсем.

Присыпанная щебнем грунтовка, размытая дождями, где машину зловеще кренит в стороны, угрожая сбросить в канаву.
Ямы с футбольный мяч, пыль столбом, непрерывный грохот камней о днище.

Стойкое ощущение, что после ТАКОГО не будет уже больше ничего. Но вдруг — бац! — начинается Карачай, и мгновенно появляется великолепный асфальт.

Дорога то спускается вниз, то карабкается на перевал.
Уже упомянутый аул Кичи-Балык — последний постоянный населенный пункт.
Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия // haydamak.livejournal.com

Дальше почти сотню километров будут только очень редкие стоянки, с горстью домиков
Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия // haydamak.livejournal.com

Ну, еще заброшенный партийный санаторий «Долина Нарзанов» и обсерватория
Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия // haydamak.livejournal.com

Когда дорога взбирается наверх, то некоторое время идет ровно — и по пейзажу на мгновенье успеваешь забыть, что в высокогорье.
Но это ненадолго.
Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия // haydamak.livejournal.com

Вверх-вниз, вниз-вверх. Характерно закладывает уши.
Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия // haydamak.livejournal.com

Дорога взбирается в поднебесную круть, и в какой-то момент въезжаешь в облака.

Знаете, одно дело влетать в облака самолетом
Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия // haydamak.livejournal.com

Но совершенно другое дело въезжать в облако машиной (это облако за бортом, не туман)
Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия // haydamak.livejournal.com

А после — выезжать из облака и оказываться выше их.
Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия // haydamak.livejournal.com

Не выходя из машины
Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия // haydamak.livejournal.com

Здесь очень быстро меняется погода. Просто мгновенно.
Пять минут — и от сияющего солнца до полного ненастья. А потом опять пять минут — и вновь солнце и чистое небо
Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия // haydamak.livejournal.com

С солнцем, кстати, аккуратнее — тут высокогорье, беспощадный ультрафиолет. При любой погоде, но при прямом солнце, сгореть — дело несколько минут.
И еще надо беречь глаза — сильно бьет по сетчатке, можно погубить зрение.

Я же говорю — злые горы.

Окружающее столь невыразимо прекрасно, что останавливаешься везде, у каждой новой панорамы.

Что-то невероятное — на вершине горы и в тишине. Тишина такая, что слышен стук сердца
Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия // haydamak.livejournal.com

А вот начинает показываться великий, ужасный и завораживающий Эльбрус.
С погодой и видимостью угадать невозможно.
Эльбрус сам решает, показываться ему или нет.

Нам он показал лишь часть заснеженного склона
Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия // haydamak.livejournal.com

Дорога, после невероятных петель, выходила на финишную прямую.
Казалось — ну уже за эту дорогу ничто поразить, удивить и напугать не сможет.
Я ошибался. Последний прогон на Джилы-Су — это просто что-то невмещаемое в маленький человеческий мозг.
Кавказ. Дорога на Джилы-Су / Россия // haydamak.livejournal.com

Источник: ru-travel.livejournal.com
haydamak
11/11/2016 15:00

Источник