Кафедральный собор Прато

осень 2015

Кафедральный собор Прато / Италия

Кафедральный собор в итальянском городе Прато посвящён святому Стефану — первому христианскому мученику, побитому камнями за христианскую проповедь в Иерусалиме около 33-36 года. Некоторые историки предполагают, что приходская церковь на этом месте существовала уже в V веке. С X по XV век церковь неоднократно перестраивалась. В основном, структура нынешнего здания восходит к XII веку. Тогда же была возведена и колокольная башня собора. В XIV веке церковь была расширена из-за возросшего потока паломников к местной реликвии — поясу Богородицы. Дома перед собором были снесены, перед храмом образовалась большая площадь, которую в праздничные дни заполнял народ.

Предположительно, архитектурный проект был подготовлен Джованни Пизано.

Кафедральный собор Прато / Италия

Фасад собора был выполнен в 1386-1457 годах. Здание облицовано полосами белого известняка и зелёного мрамора из Прато.

Кафедральный собор Прато / Италия

Кафедральный собор Прато / Италия

К собору слева примыкает епископский дворец (XVI век). Справа находится оригинальная деталь фасада собора — внешняя кафедра.

Кафедральный собор Прато / Италия

Два портала правого бокового фасада датируются приблизительно 1160 годом. Они украшены резьбой, которые специалисты приписывают резцу мастера Гвидетто. На двери правого фасада, расположенной ближе к колокольне, можно видеть красноватое пятно. По легенде, некий Мушаттино из Пистойи попытался украсть священный пояс из собора, но был пойман. В наказание вору отрубили руку, которая чудесным образом отлетела к собору и навсегда окрасила мрамор.

Кафедральный собор Прато / Италия

Боковой фасад колокольни.

Кафедральный собор Прато / Италия

Кафедра расположена на углу фасада и представляет собой круглый балкон, над которым поднимается закруглённая зонтичная крыша-балдахин. С кафедры по великим праздникам народу на площади показывали священную реликвию — пояс Богородицы. Реликвию показывают и сейчас: на Рождество, на Пасху, 1 мая, 15 августа (Успение Богородицы). Особенно торжественная церемония бывает 8 сентября (Рождество Богородицы).

Кафедральный собор Прато / Италия

Внешняя кафедра была построена в 1428-1438 годах зодчим Микелоццо и декорирована скульптором Донателло.

Кафедральный собор Прато / Италия

Постепенно резные круги основания балкона расширяются до балюстрады.

Кафедральный собор Прато / Италия

Чаша балкона опирается на бронзовую капитель.

Кафедральный собор Прато / Италия

Сейчас наружные рельефы балюстрады заменены копией. Оригинальные рельефы находятся в музее собора.

Кафедральный собор Прато / Италия

Кафедральный собор Прато / Италия

Главный портал был выполнен зодчими Джованни ди Амброджо и Никколо ди Пьеро Ламберти (1412-13).

Кафедральный собор Прато / Италия

Люнет над порталом главного фасада украшен изображением Богородицы между покровителями Прато и Флоренции, святыми Стефаном и Иоанном. Изображение сделано в технике глазурованной терракоты или майолики мастером Андреа делла Роббиа (1489).

Кафедральный собор Прато / Италия

Колокол завершает главный фасад собора.

Кафедральный собор Прато / Италия

Кафедральный собор Прато / Италия

Кафедральный собор Прато / Италия

Кафедральный собор Прато / Италия

Кафедральный собор Прато / Италия

Верхняя часть башни с трифорами была добавлена в XIV веке.

Кафедральный собор Прато / Италия

Кафедральный собор Прато / Италия

Внутреннее пространство собора делится романскими арками, датируемыми началом XIII века, на три нефа. Арки опираются на колонны из зелёного мрамора. Капители колонн вырезаны, как считают специалисты, Гвидетто. Внутри, как и снаружи, зелёный мрамор чередуется с белым известняком. Своды собора выполнены в XVII веке по проекту Фердинандо Такки. Мраморная облицовка пола восходит к XVI веку.

Кафедральный собор Прато / Италия

Богатая балюстрада алтарной части из разноцветного мрамора была сделана в XVII веке, но при её изготовлении были использованы фрагменты старинных хоров с гербами и херувимами.

Кафедральный собор Прато / Италия

За алтарём главной капеллы находится бронзовое "Распятие" (1653, Фердинандо Такка). Стены капеллы покрыты фресками на тему жития святого Стефана и жития святого Иоанна Крестителя. Эти фрески считаются одной из вершин творчества великого художника эпохи Возрождения Филиппо Липпи (итал. Fra Filippo Lippi, 1406-1469). В написании цикла принимал участие фра Диаманте. Все фото фресок — из интернета.

Кафедральный собор Прато / Италия

Кафедральный собор Прато / Италия

Кафедральный собор Прато / Италия

Евангелист Лука, 1454

Кафедральный собор Прато / Италия

Святой Альберто, 1452-65

Фрески собора в Прато были закончены в 1465 году. Сцены из жизни Иоанна Крестителя занимают правую стену.

Кафедральный собор Прато / Италия

Сцены из жизни Иоанна Крестителя, 1452-65

Верхняя фреска делится на два поля. В левом поле — рождение Иоанна, в правом — Захария пишет на дощечке имя новорожденному.

Кафедральный собор Прато / Италия

В следующей фреске совмещены четыре эпизода: прощание Иоанна с родителями перед отправлением в пустыню, молитва Иоанна, странствование по пустыне и проповедь народу.

Кафедральный собор Прато / Италия

Иоанн Креститель покидает своих родителей, 1452-65

Филиппо Липпи похитил из монастыря святой Маргариты монашку, Лукрецию Бути. Считается, что лицо Иродиады — первый из многочисленных портретов возлюбленной художника.

Кафедральный собор Прато / Италия

Пир Ирода, 1452-65

Кафедральный собор Прато / Италия

Усекновение главы Иоанна Крестителя, 1452-65

На противоположной стене — сцены из жизни святого Стефана, покровителя Прато.

Кафедральный собор Прато / Италия

Сцены из жизни Святого Стефана, 1452-65

Кафедральный собор Прато / Италия

Рождение святого Стефана и подмена его другим ребенком, 1452-65

Кафедральный собор Прато / Италия

Диспут в синагоге, 1452-65

Кафедральный собор Прато / Италия

Оплакивание святого Стефана, 1460

Кафедральный собор Прато / Италия

Мученичество святого Стефана, 1460

Липпи также сделал эскиз для витража.

Кафедральный собор Прато / Италия

В левом нефе храма находится изящный амвон из белого мрамора, изготовленный в стиле эпохи Возрождения (1469-1473). Рельефы амвона вырезаны Антонио дель Росселлино ("Успение Богородицы" и "Эпизоды из жития святого Стефана") и Мино да Фьезоле ("Эпизоды из жития Иоанна Крестителя").

Кафедральный собор Прато / Италия

В правом нефе, напротив амвона левого нефа, стоит бронзовый канделябр работы Мазо ди Бартоломео (1440).

Кафедральный собор Прато / Италия

Кафедральный собор Прато / Италия

Кафедральный собор Прато / Италия

Капелла Пояса (Cappella del Sacro Cingolo), построенная в 1386-90 годах мастером Лоренцо ди Филиппо, — самое важное место для верующих. Капелла расположена в последнем пролёте левого нефа. Бронзовая калитка капеллы — прекрасный образец стиля эпохи Возрождения (Мазо ди Бартоломео, Паскуино да Монтепульчано).
Цикл фресок в капелле передает историю обретения жителями Прато пояса Богородицы.

Кафедральный собор Прато / Италия

В ней хранится священный пояс, который, по преданию, Богородица отдала святому Фоме, чудесным образом явившись ему, когда он опоздал на её погребение. В XII веке пояс Богородицы оказался в Прато. Его, по легенде, привёз из Святой земли купец Микеле Дагомари. Фрески капеллы повествуют о житии Богоматери и рассказывают историю реликвии (1392-95, Аньоло Гадди). Священный пояс хранится в алтаре XVIII века, украшенном рельефами работы Эмилио Греко. Над алтарём установлена беломраморная статуя Богоматери с младенцем — одна из лучших работ Джованни Пизано (1301).

Кафедральный собор Прато / Италия

Музей произведений собора находится на Соборной площади. Он расположен в некоторых помещениях Епископского дворца. Жемчужина музейного собрания живописи эпохи Возрождения — алтарный образ «Погребение святого Иеронима» кисти Фра Филиппо Липпи (около 1453 года). Ещё один образ — «Богоматерь с младенцем и святыми Иустом и Климентом», написан в 1449 году, предположительно, одним из мастеров, тесно сотрудничавших с Липпи — Пьеро ди Лоренцо ди Пратезе. В зале также выставлено «Распятие», приписываемое Боттичелли и работы других художников эпохи Возрождения. В особом зале музея хранятся оригинальные рельефы наружного амвона собора, выполненные в 1434-1438 годах скульптором Донателло. Из внутреннего двора можно попасть в капеллу Мильорати.

Источник: ru-travel.livejournal.com
galik_123
17/03/2016 13:00

Источник