Из Северного Тайланда в Центральный Лаос и обратно

май 2013

Из Северного Таиланда в Центральный Лаос и обратно — самостоятельный бюджетный туризм в режиме бэкпекера

Итак, прибытие в Чианг Рай рейсом Nok Air из Бангкока; при выходе из аэропорта обнаруживается несколько такси с счетчиком, доехать до города по счетчику 65-70 бат, но включать его местные таксисты не любят и просят 150-200 бат; совсем несложно дойти до многочисленных гестхаусов самостоятельно (2-3 км); для этого после выхода с территории аэропорта следует свернуть налево и пройти минут 30, дорога там вполне очевидна, не собьетесь.

С бюджетными гостиницами в городе как-то не очень (по сравнению с Чианг Май скажем), в большинстве обследованных гестхаусов небольшая, но чистая комнатка с феном стоила от 450 бат, а с кондиционером от 600 бат и рассчитано это на иностранцев; путешествующие же тайцы останавливаются в других гостиницах с более лояльными ценами, но обнаружить их без знания тайского вам будет непросто; вывесок на английском нет.

Неплохим вариантом будет B2-Boutique&Budget Hotel: www.B2HOTEL.com, e-mail: [email protected] ; 053-755-091-3 — вывеску с оранжевым лого В2 хорошо заметно с улицы; чистенький номер с кондиционером, телевизором и DVD плеером стоит 430 бат, иностранных постояльцов там немного, но персонал по английски понимает. Наверняка, найдется и что-то дешевле на одной из улочек берущей свое начало от Golden Watch Tower в центре Чианг Рай и идущей на юг, к Night Bazar.

В случае, если в ваши планы входит не только осмотр разного рода природных достопримечательностей и селений малых народностей, может быть полезен обзорный тур по достопримечательностям города — в основном это храмы, различной степени древности — некоторым более 1000 лет, но вы этого не заметите, т.к. от первоначальной постройки там ничего не осталось, кроме может быть, фундамента; все это можно обойти и самостоятельно, но проще проделать организованным порядком — автобусная экскурсия стартует возле King Mengrai The Great Monument дважды в день 9-00 — 9-30 и 13-00 — 13-30, в зависимости от наличия желающих и включает 8 остановок, каждая из которых длиться около 10 мин; сопровождающий гид рассказывает весьма интересные вещи, но только на тайском ;-( как бы то ни было, для чисто технического осмотра всех основных сайтов города это неплохой вариант; стоимость — 20 бат. ;-)

Не избегаемыми достопримечательностями Чианг Рай являются Белый Храм и обычно осматриваемый заодно с ним Khun Korn Waterfall; Белый Храм, несмотря на его современное происхождение, вполне достойное внимания место и добраться до него проще всего на местном автобусе, стартующем с автобусной станции рядом с Night Bazar каждый час, несколько раз в день; от Белого Храма до водопада еще 15 км и никакого общественного транспорта там на предусмотрено; туристы обычно добираются на тук-тук или арендованных мотобайках.

Следующий пункт маршрута — Чианг Конг; 2,5 часа езды от Чианг Рай на утреннем автобусе (7 a.m., первый же отходит в 6 a.m.); мало-примечательный приграничный населенный пункт, c автобусной остановки идет тук-тук до пристани — 40 бат (пешком там не очень близко); далее к пункту пограничного контроля (9-00 — 18-00)- возле окошка полезно просмотреть информационный стенд — там все о порядке перехода границы для местных и иностранцев, и даже цены на лодки на лаосской стороне); заполнение миграционной карточки, никто ничего не досматривает, все как обычно ;-)

Переправа на лаосскую сторону, в Хуай Сай — паром 40 бат.

На лаосской стороне аналогичная процедура, для граждан Российской Федерации 15-дневный бесплатный штамп и 30-дневные визы по прибытии (стоимость уточняйте заранее в консульстве, в Бангкоке), про накрутку 3-5 дополнительных долларов за визу информации не было;
Кстати, в 150 метрах от будки пограничного контроля есть банкомат (прямо от причала и налево); и он там не единственный.

После пограничного контроля, на пути от пристани вас уже поджидают продавцы билетов на лодки, их можно купить там же, а можно там, где лодки отправляются — это километра 1,5 налево от пограничного перехода и местные покупают именно там; дешевле это, или нет — осталось невыясненным; нормальная цена для иностранцев на «медленную» лодку до Луанг Прабанг (2 дня) — 950 бат (цена, анонсированная на тайской стороне), на «быструю» — 1500 бат, оплатить можно как в тайских батах так и в лаосских кипах.

Если вам сказали, что лодка отправляеться в 11-00, то она отправиться в 12-00 — или тогда, когда свободных мест в ней совсем не останется. Воду и еду лучше брать заранее, в лодке продаются только напитки и чипсы, и раза в 1,5 дороже чем на берегу. В плане комфорта в лодочке дела обстоят не слишком хорошо, места может быть маловато ввиду высокой заполненности, в первой половине дня жарковато, встать и пройтись может быть проблематично; остановка на ночевку только в 18-00 или не многим позже; туалет, все же, имеется ;-)

После первых двух- трех часов плавания на Меконге начинают попадаться пороги, исчезают признаки цивилизации, а ландшафты становятся очень живописны — удачное время для фото-видео съемки.

Остановка на ночь в Пак Бени происходит ближе к концу светового дня, ввиду невозможности навигации на Меконге в темное время суток (пороги и нет разметки).

Гостиницы в Пак Бени начинаются от 200 бат; в Meksavanh Guest House в случае, если комнату вы берете на двоих, с вас попробуют содрать 300 — посылайте, гестов там достаточно; за комнату с кондиционером просят 350- 400 бат — торгуйтесь, сбавят.

Пак Бени — деревня на берегу живущая исключительно за счет ночевок туристов, и цены на еду там в 2 или 3 раза выше чем в Таиланде; в связи с этим, идея обильно ей там закупаться на следующей день не слишком хорошая. На второй день неподвижного сидения в лодочке на жаре особого аппетита не возникает ;-)

Менять тайские баты или доллары на местные кипы в Пак Бени особого смысла нет, курс там
занижен, зато есть банкомат; в любом случае, местные охотно принимают баты.

Пригороды Луанг Прабанга — появляются на горизонте к вечеру второго дня (в районе 17-00), и причал для туристических лодок расположен далеко от всего, даже дальше от центра города, чем северная автобусная станция; там же, однако, организован тук-тук. Сложилось впечатление, что удаленность причала от инфраструктуры связана только с желанием дать местным извозчикам заработать. Точно такие же лодочки беспрепятственно пришвартовываются недалеко от самого центра Луанг Прабанг, рядом с паромной переправой.

В целом, цены на гостиницы в бывшей столице выросли не значительно, зато открылось много новых гестхаусов (в районе тайского консульства и на параллельных улицах).

Хороший гестхаус появился рядом с Immigration Office — Soutikone 2 (Visounnarath rd., Visoun Villge, Luang Prabang, PDR Lao (856-71) 213 217, 5688 1 885), просторная чистая комната с двумя кроватями, TV, фен, бесплатные кофе и чай и удобное расположение — 60 000 кип; при желании, можно найти еще несколько аналогичного плана гестхаусов .

Расценки на посещение храмов — 20 000 кип, национальный музей — 30 000 кип, треки и водопады подорожали по сравнению с предыдущими годами раза в 1,5 — 2; еда — примерно в такое же количество раз; ночной рынок сувениров, как показалось, и вовсе потерял смысл — безделушки остались теми же и покупать их там втридорога нет никакого смысла, ничего уникального и особого там не продается, все то же есть в Таиланде — и дешевле.

Практически в каждой лавке можно найти продукты из местного супермаркета, продаваемые туристам с наценкой 30 — 60% (бизнес по-лаосски, однако ;-)

Обнаружить супермаркет самостоятельно тоже не сложно- он находится прямо напротив южной автобусной станции — и только там вы узнаете, сколько на самом деле стоит то, за что вы уже многократно переплачивали местным.

Характерная примета — сравнительно небольшое число китайских туристов, в противоположность тем толпам, которые здесь встречались несколько лет назад; видимо с изменением ценовой политики популярность направления для китайцев сошла на нет.

Тем не менее, в Луанг Прабанге, все еще во многом осталась прежняя, неповторимая, пронизанная сладковатым запахом опиума атмосфера старого Индокитая; колониальные здания и вереницы новообращенных монахов в утренней дымке — все это никуда не делось; местные однако, похожи на секту заговорщиков — и разговорить их, вам не удастся вовсе не по причине языкового барьера. Похоже, экономические перемены, произошедшие в стране за последние несколько лет, коснулись и этого сонного уголка.

Простейшим способом достигнуть следующего пункта маршрута по пути к столице был автобус — Луанг Прабанг — Ванг Вианг (130 000 кип — VIP, и 110 000 кип — обычный); VIP впрочем, тоже оказался вполне себе обычным, с дурно пахнущим туалетом и плохо работающим кондиционером. Дорога идет по горам с постоянными поворотами вправо и влево, примерно 7 часов. В целом, порекомендовать подобный переезд кому-либо трудно; между тем, из Луанг Прабанга можно улететь местными рейсами в различные точки страны, и это будет стоить не слишком дорого; этот момент стоит учесть при планировании своих перемещений.

Ванг Вианг — заметно подрос по сравнению с предыдущим визитом, организованной тур-индустрии стало заметно больше, а нарко-бары практически исчезли.

Нормальная комната с кондиционером стоит 80 000 кип — а без него, в это время года будет тяжеловато; в целом, если поискать, можно сговориться и на 60 000 кип; еда будет стоить столько же, сколько и в Луанг Прабанге.

Знаменитые нарко-пати Ванг Вианга ушли в прошлое, и возобладал обычный, вымогательский туризм по-лаосски. Природа действительно очень красивая, но что бы нормально ее посмотреть, придется весьма часто доставать кошелек. Плату, за проход к любому сайту иногда требуют трижды (проход по мосту + осмотр водопада + пещеры), что позитива не добавляет. Если все же заедите, рекомендую почитать обьявления, вывешиваемые владельцами баров рядом с мостами через Меконг (их не видно с дороги, зато очень поучительно ознакомиться, когда двигаетесь в обратном направлении).

За осмотр местного рынка, также взъмается плата — впрочем, осматривать там нечего ;-)

По прежнему актуальным остается тьюбинг, и в этом плане расценки не слишком изменились; а вообще-то Ванг Вианг можно пропустить целиком, красивых мест в Лаосе более чем достаточно.

Немного о том, о чем сами лао вам навряд ли расскажут — малярия. Она реально есть — и в Луанг Прабанге и в Ванг Вианге; среди местных не так давно была вспышка в районе Луанг Прабанга; были заразившиеся и среди туристов, посещавших регион кратковременно и заболевших уже в Ванг Вивнге и Вьентьяне. В выпусках местных теленовостей об этом периодически говориться, но туристы их не смотрят — либо не воспринимают из за незнания языка. Если окажитесь в Луанг Прабанге неподалеку от Chinese Hospital (Lao Chinese Friendship Hospital) можете зайти — и убедиться.

Далее по маршруту — автобус Ванг Вианг — Вьетьян (50 000 кип), прибытие на конечный пункт — Morning Market не обязательно, вполне уместно будет сойти 10 мин не доезжая — на Setthathirat rd. где несложно обнаружить бюджетное жилье. Во Вьентьяне цены на гестхаусы выросли незначительно, и в целом все по старому; бюджетный вариант жилья обойдется порядка 60 000 — 80 000 кип. Есть варианты и дешевле, ориентированные на местных, которые можно найти в стороне от Setthathirat, по дороге к аэропорту;

Номер по-приличнее, с кондиционером, телевизором и даже мини-кухней — — Ban Vatchan, сразу за Vat Ongteu rd., www.benacamguesthouse.com, tel. (in lao) 021 241538, (thai) 0866391007 — обойдется в 120 000 кип; не подходит для бэкпекеров по ценовой категории, но место очень приятное.

Описывать расценки на посещение сайтов Вьетьяна особого смысла нет, да и самих достопримечательностей здесь не так уж много; перемещаться же по Вьентьяну весьма приятно на велосипеде, расстояния небольшие — правда траффик заметно вырос, машин на улицах стало больше чем вдвое, по сравнению с предыдущими годами.

Количество баров и ресторанов, супермаркетов, ориентированных на иностранных туристов вырасло раза в полтора и похоже, эта тенденция будет только нарастать.

При убытии в обратном направлении по воздуху, наиболее бюджетным вариантом будет Nok Air с комбинированным эконом-пакетом -( bus + flight), занимающим около 7 часов и включающим трансфер до границы,ее пересечение и автобусом от Нонг Кай до аэропорта Удонтани — с последующим вылетом в Бангкок.

Рейсов Air Asia: Vientiane — Bangkok увы, не существует; ближайшим по ценовой категории предложением будет Lao Airlines (Vientiane — Bangkok — 105$) и Bangkok Airways (110$).

Резюмируя вышеизложенное, отмечу, что Лаос, на мой взгляд, во многом потерял в своей привлекательности для самостоятельного туризма; репутация спокойной, приятной для путешествий страны с красивой природой, но без каких-то уникальных историко-культурных сайтов уходит в прошлое. Особого смысла ехать сюда по-видимому уже нет, хотя проездом захватить можно.

sigurdson
02/09/2013 11:00

Источник