Французское путешествие с малышом

сентябрь 2010

Трехнедельное путешествие по Франции.

На днях мы вернулись из большого и сложного путешествия по Франции. Большого, потому что я не припомню, чтобы мы ездили в отпуск на 22 дня когда-либо ранее. А сложного, конечно же, из-за малышки. Александре на тот момент исполнилось 15 месяцев, и она превратилась из тихо сопящей на маминых руках малютки, в девочку-которой-интересно-всё-до-чего-дотянутся-ручонки. Дочка была уже более-менее опытной путешественницей, ездила с нами по штатам на RV, летала на самолете на север, а уж об однодневных поездках из дома вообще молчу. Но за границу она не выбиралась ни разу, поэтому Франция стала для Саши первой посмотренной иностранной державой.

Франция никогда не была в списке приоритетных для нас стран. Честно говоря, если бы не ребенок, я не знаю, когда бы мы туда добрались. Нас всегда привлекали более экзотические страны, особенно Южная и Центральная Америки. Но даже мы, со своим всегдашним пофигизмом понимали, что тащить маленького ребенка в не самые комфортные условия пока не стоит.

В Париж из Хьюстона летали прямые 9-часовые рейсы от AirFrance, вполне удобные по времени. Даты поездки назначили на сентябрь, чтобы основная масса отпускников уже схлынула и разъехалась по домам, а погода была бы еще в самом разгаре. Порадовали цены на билеты. Мы отслеживали их за 3 месяца, и вскоре выяснили, что до 31-го августа цена на перелет равнялась $1600, а начиная с 1-го сентября сразу же уменьшалась в два раза. Для малышки решили купить отдельное место, хотя по возрасту (до 2 лет) она могла лететь за 10% стоимости, но на руках у родителей. Подумалось, что 9 часов (а в обратную сторону 10,5) будет уже чересчур, чтобы не сойти с ума от тесноты.

Маршрут составили не слишком сложный, учитывая возможные форс-мажорные обстоятельства. Неделю предполагали провести в Париже, после чего арендовать в аэропорту машину, и двинуть по Франции против часовой стрелки, спуститься из Нормандии на юг, заскочить по пути в Андорру, и закончить отпуск полным расслабоном на Лазурном берегу. Получилось ли? Не всё. У нас отлично прошел Париж (просто замечательно, даже не ожидали!) и последующая автомобильная неделя. Но потом нас угораздило подцепить жуткую ангину с температурой, из-за чего конец отпуска прошел несколько скомкано. Да, ребенка это не касается, она была здорова и весела всю поездку. Только мама с папой сопливили и кашляли как два дряхлых старикана.

Французский маршрут: Париж (Нотр-Дам — Версаль — Лувр — Эйфелева башня — Елисейские поля — музей Orsay — Монмартр) — аренда машины — Руан — Honfleur — Mont St.Michel — Cancale — долина Луары (замки) — провинция Dordogne (деревушки, гусиные фермы, фуа-гра) — Андорра — возвращение во Францию — виадук Millau — Арли (Arles) — мост Pont du Gard — национальный заповедник Camargue — Канны — дорога в Париж.

Как всегда, полный рассказ я выложу позднее, а пока просто некоторые зарисовки из путевого дневника.

— в Париже мы сняли 3-х комнатную квартиру в 5-м округе, за 800 евро в неделю (через vrbo). Очень понравилось расположение, и не очень сам апартамент. Я понимаю, что не стоит сравнивать техасские дворцы с микроскопическим европейским жильем, но теснота мешала, правда. В душевую заползали бочком, боясь свернуть ненароком что-либо по пути; слегка раздражали скрипучие полы и отсутствие лифта (3-й этаж, а у нас коляска). Но в целом было неплохо: полностью укомплектованная посудой кухня, стиральная машина там же. Хозяин предоставил кроватку-люльку для малышки (во Франции эти кроватки упорно называли «cot», а не «crib»).

Дополнительно мы купили на амазоне специальную спальную палатку (KidCo Pea Pod Indoor/Outdoor Travel Bed) на случай, если в гостиницах не окажется люлек. Пригодилось пару раз. Ребенок в ней отлично спал, только приучать нужно заранее, недели за две до поездки.

Квартира располагалась на бульваре St. Marcel, в минутной досягаемости до четырех станций метро, и в то же время — вдалеке от туристических троп (это было нашим условием).

— меня совершенно сразило отношение парижан к мамам с колясками. Нас пускали без очереди _ВЕЗДЕ_. Если вы почитаете отзывы побывавших в Париже, то люди зачастую жалуются, что приходилось много времени терять в очередях. Поэтому, всё что можно, я забронировала заранее: и билеты на Эйфелеву башню, с которыми можно пройти в обход основной очереди, и билеты в Шато в Версале, и на лодочную экскурсию по Сене… Посещение Лувра наметила на первое воскресение месяца, когда там предоставляется бесплатный вход. И всё бы хорошо, но во многие места нужно было отстоять еще и очереди к секьюрити, которые зачастую превышали билетные. Но случился праздник: только я вставала с коляской в конец длинной людской колбасы, как моментально появлялись служащие, и вежливо просили пройти мадам к другому входу.

Первый раз мы обалдели от такого отношения еще в аэропорту Шарль-де-Голя, когда покупали билеты на поезд RER в Париж. Случилось так, что прилетело сразу несколько рейсов, пассажиров выгрузилось неимоверное количество, всем нужно было в город. Поэтому можно себе представить, что творилось в очередях в кассы и к автоматам, продающим билеты на поезда/метро. Мы отстояли в очереди ровно 10 минут, пока нас не заметил обслуживающий персонал, и не провел в обход всей многоголосой толпы. Таким же образом мы попали в Лувр за 2 минуты, в часовню Sainte-Chapelle, в музей Орсэ, на Эйфелеву… Самое удивительное, что ребенок в это время тихо-мирно спал в коляске, и даже не подозревал, какую добрую услугу она оказала родителям.

— чтобы понять во всех деталях как попасть из аэропорта в Париж (где купить билеты, как они выглядят, сколько стоят, какой поезд нужен, какая станция метро), нам очень-очень-очень пригодился сайт Бена Лэма «Paris by train». Все инструкции даны пошагово, в картинках, очень рекомендую.

— еще одна полезная ссылка: интерактивная карта парижского метро, где можно даже рассчитать стоимость поездки.

— теперь о наболевшем, о метро. Я конечно понимаю, что с точки зрения проектировщиков парижского метро, эскалаторы являются великим злом, поэтому их надо повсеместно уничтожить. Но почему бы тогда не снабдить полозьями лестницы? Дешево и сердито. Справедливости ради, на некоторых станциях даже были лифты, но соотношение этой благодати к бесконечному лестничному потоку ничтожно мало. Уже в первый день я сбилась со счета, сколько раз мы поднимали-опускали коляску, вверх-вниз, вниз-вверх… Одно хорошо: мускулы на предплечьях укрепились до каменного состояния, а вес собственного ребенка перестал меня волновать, хотя еще неделю назад я жаловалось, что у меня отваливаются руки таскать «принцессу Будур» на себе.

— о коляске. Я очень рекомендую пользоваться в Париже коляской-зонтиком, которая может раскладываться в горизонтальное положение полностью (у нас Chicco Liteway). На дневной сон вы вряд ли будете возвращаться в гостиницу, а дитё устанет на 100%, поэтому есть шанс, что поспит в нормальной позе. Я немного волновалась, т.к. раньше дочка ни разу не засыпала у нас в таких условиях, да еще шум-гам вокруг, толпы людей, гудение транспорта. Но всё оказалось проще пареной репы: стоило разложить спинку коляски в горизонталь, глядь — а ребенок-то уже и спит.

— очень порадовали мини-рынки. Обычно утром, около какой-либо станции метро, мы обязательно на них натыкались. Продавалось всё: свежие фрукты и ягоды (ах, как давно не ели красную смородину; сезон пошел!), хлеб, оливки, сыры, колбасы, мёд. А вот знаменитые французские круассаны и багеты надоели уже на третий день. Я помню, что во время итальянского путешествия, круассаны произвели на меня неизгладимое впечатление, даже вкус до сих пор ощущаю, хотя прошло уже много лет. С французскими что-то не пошло, банально хотелось ржаного хлеба.

— из булочных посетили, конечно, знаменитую «Poilâne». Полбуханки их фирменного хлеба стоит 4,50 евро.

— с ресторанами тоже не особо получилось. Обычно, хоть один раз за путешествие, но встречается такой ресторан, в который хочется вернуться. Во Франции вышло как-то мимо. С дитём мы, естественно, не ходили в понтовые, «мишеллиновские» места, но в добротные, рекомендованные в путеводителях и на форумах, старались заглянуть. Было нормально, но не ах, может слишком многого ждали. Средний счет на двоих — $50-60 с вином. К кафешкам это не относится, с ними был полный тип-топ.

— неудачно прошел «мясной» эксперимент в ресторанах. В одном случае это был резиново-деревянный эскалоп, в другом — отвратительно кровавый кусок баранины, заявленный тем не менее как «medium rare». В общем, от мяса мы отказались, переключившись на морепродукты. Обычно заказывали блюдо-ассорти, чтобы попробовать разное. Улитки, устрицы, ракушки, гребешки, креветки, лангусты — всё было вполне на уровне. Это мы так ошибочно думали, пока не выехали из Парижа, и не оказались в устричной столице провинции Бретань, прибрежном городке Cancale. Вот там были такие устрицы (hûitres), после которых можно смело заявлять: давайте спорить о вкусе устриц с теми, кто их ел :) Прямо на пристани, жены рыбаков продавали их дюжинами, различных размеров, по смешным ценам в три евро. Муж настолько вошел во вкус, что съел не один десяток.

— гораздо приятнее и вкуснее для нас стал процесс готовки дома. Закупали на рынках свежайших продуктов, молодой картошечки, колбас, сыра, зелени, и устраивали замечательные ужины.

— настоящим спасением стали супермаркеты сети «Monoprix». Они бывают чисто продуктовые, и смешанные с одежными отделами. Малышке очень пришлись по вкусу маленькие баночки йогурта «Dannon», продающиеся по 12 штук в упаковке; фруктовые пюре европейской фирмы с неаппетитным названием «Bledina», и их же каши. А вот еще одна европейская марка «Hipp» у нас совсем не пошла. Дочка отказалась есть не только их мясные блюда, но даже овощные смеси.

— от еды к противоположному процессу… С удивлением я обнаружила, что во французских супермаркетах не так просто найти подгузники в виде привычных американцам «распашонок». Во Франции всё больше популярны одноразовые трусики. Позже пришло в голову возможное объяснение. Дело в том, что в туалетах ресторанов, да и в других общественных местах, практически нигде нет раскладных столиков для переодевания младенцев. Т.е. приходится крутиться прямо на раковине со стоящим ребенком. А в таких условиях гораздо проще натянуть трусики, чем застегивать «распашонки» на вертящейся попе.

— вкуснота мороженного Berthillon явно переоценена. Где нам только не встречались рекомендации попробовать его, особенно вариацию с земляникой. Совершенно обычное, ничем не примечательное мороженное по дикой цене 4,50 евро за два шарика.

— Версальский комплекс поразил снаружи. В своё время, мы долго обитали в Петергофе, поэтому были несколько избалованы дворцами-парками. Сказать честно, так в Версаль мы ехали в целью убедиться, что он хуже Петергофа. И это действительно так, кроме первого впечатления. Вот здесь Версальское Шато поражает — расположено на холме, очень удачно подавляя своим размером людей внизу. Очень разочаровало то, что фонтаны не работают каждый день (в отличие от Петергофа), а только по выходным, причем в определенное время утром и вечером.
Удивил еще такой момент. В главном дворце, наряду с картинами и царскими будуарами, выставлены совершенно дикие поделки Мураками из пластика:

Несоответствие стилей настолько велико, что мгновенно привлекает внимание. Большинству людей не нравится. Был в этой, с позволения сказать «выставке», и плюс: веселенькие покемоны и аниме-цветочки с глазами вызвали радостные визги у дочки, скучавшей до этого на папиных руках.
Кстати, версальское Шато — единственное место, куда не пускают с колясками, и даже с заплечными переносками, если в них есть металлическая рама. Ребенка приходится таскать на руках, либо в тряпичном слинге.

— классический тур по Лувру. Распечатала по шагам с их же сайта. Рассчитан на полтора часа, идеально приспособлен для людей с колясками (указано, какими лифтами пользоваться, где выходить). Впечатлила толпа у Мона Лизы, особенно желающие сфотографироваться на её фоне. Я давно хотела сделать кадр, где видна и картина, и вся толпа с фотокамерами. Получилось :)
Дочке больше всего понравились скульптуры зверей, причем желательно не из белого мрамора, а цветные — черные с золотом, пурпурные. При виде очередного грозного льва, дитё издавала радостный вопль, чем изрядно веселила окружающих.

— практически во всех музеях есть путеводители и сувенирные альбомы на русском языке;

— Эйфелева башня. Если смотреть вверх вдоль одной из её ног, то видно, насколько башня изогнутая. Покрашена коричневой краской, цвет называется «Eiffel brown». Я почему-то раньше думала, что башня тёмно-серая.

— Автострады. Бесплатные в районе городов, и довольно дорогие на перегонах. Стоимость варьируется: платили и 80 евроцентов в окрестностях Парижа, и 29 евро за 250 км на A6. Качество отличное; левая полоса используется практически только для обгона. Самые часто встречающиеся марки машин: Рено, Пежо, Смарты, Мерсы и Ауди. Скорость контролируется радарами, причем об их появлении предупреждает специальный знак «рояль радар в кустах». На автострадах максимальная скорость 130 км/ч (многие ездят быстрее, от радара к радару). На бесплатных дорогах с маркировкой «N» (national) — 110 км/ч, на сельских «D» (departmental) — 60-80 км/ч.

— за проезд по автострадам (peage) всегда платили кредиткой (очереди меньше, чем к пропускным пунктам, обслуживаемым человеком). Французские автоматы на ура брали два типа американских кредиток: AmEx, либо MasterCard. Один раз автомат съел карточку, открыл шлагбаум, высветив радостную надпись: «Счастливого пути!» :) На грозный рык мужа: «А ну верни карту, железяка!», отреагировал моментально, выплюнув кредитку.

— как всегда, в Европе выгодно брать машины, питающиеся дизелем (дешевле). Во Франции дизель стоил порядка 1,25 — 1,30 евро за литр; в Андорре — 0,90 евроцентов. Заплатить карточкой у колонки нельзя, даже нет такой опции; нужно идти в кассу. Кстати, в кассах на заправках у нас ни разу не сработали американские кредитки, в отличии от автоматов на автострадах. Платили наличными.

— круговые развязки (нервный смех). Нет, я не против кругов, они гораздо лучше и быстрее светофоров и четырехсторонних «стопов» справляются с пересекающимся трафиком. Но когда за 10 минут ты проезжаешь 25-й круг, хочется тихо удавиться.

— Aire. Этим словом на автострадах обозначают зоны отдыха. По устройству схожи со штатовскими (там, где платные интерстейты), по размаху — превышают всё виденное до сих пор. Помимо заправок и гостиниц, на зонах отдыха стоят огромные супермаркеты (например, «E.leclerc» или «Intermarche») с ресторанами-кафе внутри, автоматами по продаже кофе, чая, закусок; детскими площадками, местами для пикника.
Меня сразила наповал комната матери и ребенка (nursery). Уж насколько в штатах они хорошо обустроены, но французские на автострадах выше всяких похвал. Вместо откидных пластмассовых столиков для переодевания ребенка, стоят чрезвычайно удобные мягкие шезлонги с подушками. Для ходящих на горшок детей есть крошечные унитазики, высотой до щиколотки. Куча одноразовых пеленок, мешочки для грязных подгузников. Очень всё чисто, продумано, и удобно.

— гора Mont St.Michel в Нормандии. Очень здорово её фотографировать и на закате, и на восходе, свет удачный и там, и там. Обязательно обращать внимание на приливы — вода появляется с дикой скоростью, в считанные минуты затапливая ближайшую парковку. Кто не убрал вовремя машину — сам виноват.

— долина Луары (Loire Valley). Посмотрели два замка — Chenonceau (на воде), и Chambord (один из самых внушительных). Очень приятно бродить в садах при замках. У Шамбора еще классно устроить пикник на лужайке;

— в долине Луары жили в гостях у британского гея-журналиста, чрезвычайно интересного человека и радушного хозяина;

— провинция Dordogne — красивая, сельская Франция. Кукольные деревушки, пасторали, зеленые речки, лебеди и рыбаки. Деревня La Roque-Gageac, где мы останавливались, который год входит в десятку самых фотогеничных поселений Франции;

— гусиные фермы. Провинция Dordogne славится отличной (-ым?) фуа-гра (foie gras), специальным образом приготовленной гусиной или утиной печенью. Чтобы увеличить объем печени, гусей насильно кормят; процесс называется «la gavage». Мы видели процедуру от и до, ничего мучительного для животного в ней нет, как любят представлять «зеленые». Никто не подвешивает гусей вниз головой, они находятся практически на свободном выпасе, и только в последние 4 недели сидят в довольно просторных вольерах. Птицы огромные. По словам хозяев, печень каждой весит около 800-900 грамм.

— лучше всего фуа-гра кушать на тонком кусочке хлеба, запивая десертным Monbazillac. Фуа-гра продается в двух формах: entier (цельная фуа-гра) и bloc (взбитая печень). Купленную в жестяных банках фуа-гра спокойно можно везти в США.

— в каждой французской провинции мы старались пить характерные, местные вина. Не скажу, что мы фанаты французских вин, всё-таки больше нравятся full-bodied Австралия и Чили, но и во Франции нашлось кое-что на наш вкус. В Нормандии это было вообще не вино, а их городость — яблочное бренди Calvados. В долине Луары — легкое Vouvray; в Dordogne — уже упомянутый Монбазиллак, и сухое Cahors (наиболее близкое к нашему вкусу из всех опробованных вин); а в Провансе — Sablet, Côtes du Rhône и Cote de Provence.

— стоит иметь в виду, что в провинции рестораны не открыты целый день. Мы несколько раз попадали в ситуацию, когда поесть было просто негде в середине дня. Рестораны обслуживают с 11 до 2 дня, потом перерыв, и снова открываются где-то в 7 pm. Признаться, это очень и очень неудобно, причем для самих же местных. Приходилось видеть переполненные Макдональдсы, в то время, как рядом находились отличные, но закрытые французские рестораны. Это из серии: «пусть нам будет хуже, но мы не переработаем ни одной лишней минуты».

— для въезда в Андорру никакие документы не требуются. Просто приходится ползти со скоростью 5 км/ч мимо пограничного поста, пока тебя разглядывают. Ситуация похожа на аналогичную в национальном парке «Биг Бенд» в Техасе: там выискивают мексиканцев, здесь, наверное, арабов.

— столица Андорры — Андорра-ла-Велла — сплошь состоит из магазинов. Сюда приезжают закупаться и приграничные Франция с Испанией, да и жители других стран. В одном отчете прочитала, как одна москвичка восторгалась, что в Андорре можно купить джинсы от известного дизайнера «всего» за 60 долларов, вместо 600 в Москве. Стоит ли говорить, что андоррские цены нас совсем не впечатлили. По сравнению, одежда в штатах стоит копейки, и мы в результате так и не поняли, зачем туда съездили.

— Виадук Millau (Мийо). Построенный в 2004-м году, он стал частью автострады, ведущей из Парижа на юг. Мост перекинут через долину реки Тарн в южной Франции. На момент строительства виадук Мийо был самым высоким транспортным мостом в мире. Одна из его опор имеет высоту 341 метр — это выше, чем Эйфелева башня, и всего на 40 метров ниже, чем Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке.
Проезд по мосту платный: 6,10 евро за 2,5 км. Сверху и снизу расположено семь обзорных площадок. Особенно хороши две из них: главная верхняя и Cap de Coste-Brunas, обозначенная на схеме под номером 1.

— нашей базой на юге стал санаторий системы «Maeva» под Арли. Постояльцев селили в отдельные апартаменты с укомплектованной кухней всего за $60 за ночь. На территории располагались теннисные корты, несколько бассейнов, бар, ресторан, лошадиный загон и небольшая ферма с овцами, козами, пони, гусями и утками. Дочка с удовольствием кормила свежей травкой козликов-овечек, гладила лошадей по теплым мордам, но от шипящих гусей пряталась за маму.

— в национальном заповеднике Camargue видели обе «изюминки» — белых лошадей и фламинго. Лошади попадались прямо вдоль дороги, а наибольшая колония фламинго разместилась в лагуне, ближе к середине парка.

— древний мост Pont du Gard намного внушительнее в реальности, чем выглядит на картинках. Наилучшие виды открываются сверху, с обзорной площадки на правом берегу.

— Канны. В одной половине — сплошные туристы, в другой — роскошные отели, бутики и яхты у причалов. Это второй город (после Парижа), где мы слышали русскую речь наиболее часто;

— Фонтенбло. Внушительное, но несколько заброшенное с виду Шато. Парочка фонтанов. Очень приятный, ухоженный сад, и практически полное отсутствие туристов;

— Аэропорт ШдГ. Пассажиров на рейсы в штаты теперь трясут намного меньше. Не то, что раньше, когда даже в «рукавах», ведущих непосредственно в самолеты, стояли дополнительные пункты секьюрити. Еда и питье для ребенка не вызвало никаких вопросов.

Вердикт: нам понравилось. Пусть не так, как в более экзотических странах, но путешествие в целом удалось, учитывая, что мы ездили с маленьким ребенком. Запомнилась ли поездка дочке? Это вряд ли. Придется везти её еще раз, в более сознательном возрасте.
Bon voyage!

Источник: community.livejournal.com/ru_travel/16405300.html

andreev-org
27/09/2010 21:06

Источник