Фабрика перегородчатой эмали, Пекин

Фабрика перегородчатой эмали, Пекин / Китай // artemspec.livejournal.com

Китайская перегородчатая- одно из традиционных достояний китайской культуры. Сегодня мы побываем на фабрике перегородчатой эмали, расположенной в пригороде Пекина, и посмотрим, как создаются эти уникальные изделия.

Фабрика перегородчатой эмали, Пекин / Китай // artemspec.livejournal.com

Искусство перегородчатой эмали зародилось еще в Древнем Египте, позже распространившись в Византии  и на Ближнем востоке. В в период правления в Китае монгольской династии Юань (1271-1368) техника перегородчатой эмали попала из Турции в Китай, где получила значительное развитие и была доведена до совершенства в последующие периоды правления династий Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911).

Название «Цзинтай Лань», что переводится как «Лазурь Цзинтай», обусловлено тем, что именно в период правления Цзинтай (1450-1456) в пекинских мастерских наладили наиболее массовое производство изделий из перегородчатой эмали. Основным цветом был синий, он же лазурит.

Фабрика перегородчатой эмали, Пекин / Китай // artemspec.livejournal.com

На протяжении сотен лет, наибольшее развитие получила именно Пекинская техника эмали, что неудивительно — ведь расположенный в Пекине императорский «Запретный Город» был основным местом применения для данных изделий. Из-за высокой стоимости и особого статуса, позволить себе изделия из перегородчатой эмали могли только самые богатые и приближенные к императору люди, вдобавок, жившие в императорском дворце.

В двадцатом веке, с годами развития технологии и увеличением спроса, значительно увеличилось и количество специалистов по эмали, открылись новые производства. Некогда недоступные большинству изделия из перегородчатой эмали сейчас по-прежнему очень дороги, но все же гораздо доступнее, чем в императорские времена.

Фабрика перегородчатой эмали, Пекин / Китай // artemspec.livejournal.com

Высокая стоимость эмалированных изделий обусловлена практически полным отсутствием механизированных операций — каждое изделие изготавливается вручную и является уникальным.

Первым делом, из тонких листов меди или латуни (в самых дорогих изделиях, вместо меди используется серебро или золото)  выковывается заготовка.

Фабрика перегородчатой эмали, Пекин / Китай // artemspec.livejournal.com

Прижимая лист к чугунной болванке, легкими ударами молоточка мастер придает изделию первоначальную форму. После чего изделие проходит начальную шлифовку, чтобы убрать все заусенцы и неровности.

Фабрика перегородчатой эмали, Пекин / Китай // artemspec.livejournal.com

После этого на заготовку наносится сложный рисунок, согласно заранее созданному тканевому шаблону.

Фабрика перегородчатой эмали, Пекин / Китай // artemspec.livejournal.com

Затем приходит время нанесения границ рисунка, тех самых перегородок (отсюда и пошло название — «перегородчатая эмаль»). Перегородки изготавливаются из тонкой медной или латунной ленты шириной от 1 до 3 мм. Мастер нарезает проволоку на кусочки, после чего изгибает ее по форме элементов рисунка.

Фабрика перегородчатой эмали, Пекин / Китай // artemspec.livejournal.com

Каждая перегородка бережно прикрепляется к изделию при помощи
специального клея.

Фабрика перегородчатой эмали, Пекин / Китай // artemspec.livejournal.com

На каждой вазе таких перегородок — сотни.

Фабрика перегородчатой эмали, Пекин / Китай // artemspec.livejournal.com

Учитывая сложность рисунка, трудно представить себе трудоемкость и
кропотливость данного процесса.

Фабрика перегородчатой эмали, Пекин / Китай // artemspec.livejournal.com

Когда основа рисунка создана, изделие посыпается припоем из тщательно
размельченных, в идеале, серебряных опилок.

Фабрика перегородчатой эмали, Пекин / Китай // artemspec.livejournal.com

После этого изделие направляется в печь. В процессе обжига клей
выгорает, а припой равномерно распределяется по поверхности, надежно
фиксируя перегородки.

После этого приходит время раскраски. Эта операция также выполняется
вручную.

Фабрика перегородчатой эмали, Пекин / Китай // artemspec.livejournal.com

Ячейки между перегородками при помощи специальных пипеток заполняются
эмалями из порошкообразного стекла, смешанного с различными минералами.

Фабрика перегородчатой эмали, Пекин / Китай // artemspec.livejournal.com

Для получения смешанных цветов, ячейки требуется заполнять по 3-4 раза.
В зависимости от сложности рисунка и насыщенности цветовой гаммы,
процесс «раскраски» может занимать до 6-8 часов.

Фабрика перегородчатой эмали, Пекин / Китай // artemspec.livejournal.com

По завершению заполнения пространства между перегородками, изделия
подвергаются повторному обжигу в угольной печи в течение 10 минут при
температуре 600-700 градусов Цельсия. Поскольку эмаль усыхает при
запекании, повторять нанесение и обжиг приходится несколько раз.

Фабрика перегородчатой эмали, Пекин / Китай // artemspec.livejournal.com

Мастер инспектирует получившиеся после обжига изделия. Почти готово!

Фабрика перегородчатой эмали, Пекин / Китай // artemspec.livejournal.com

После обжига изделие направляется на полировку — чтобы убрать все
неровности.

Фабрика перегородчатой эмали, Пекин / Китай // artemspec.livejournal.com

Первый этап полировки осуществляется при помощи карборунда (карбида
кремния) с водой, второй — угольной пылью, смешанной с маслом.
Свободные от эмали грани иногда покрываются драгоценным металлом —
серебром или золотом.

Фабрика перегородчатой эмали, Пекин / Китай // artemspec.livejournal.com

После нанесения следует финальная полировка, и готовое изделие
направляется напрямую в расположенный тут же магазин.

Фабрика перегородчатой эмали, Пекин / Китай // artemspec.livejournal.com

Полное, без углублений, заполнение эмалью ячеек является отличительным
признаком перегородчатых эмалей.

Фабрика перегородчатой эмали, Пекин / Китай // artemspec.livejournal.com

Для изделий, выполненных в технике «Цзинтай Лань», наиболее характерен
природный орнамент с изображениями зверей и птиц.

Фабрика перегородчатой эмали, Пекин / Китай // artemspec.livejournal.com

Как говорил Цзао Шао, знаток искусства времен Минской династи, «Только
женщины могут позволить себе пользоваться этими шедеврами в хозяйстве,
истинный же благородный муж видит в них лишь объект восхищения».

Фабрика перегородчатой эмали, Пекин / Китай // artemspec.livejournal.com

Инкрустированный драгоценными камнями чудо-ларец

Фабрика перегородчатой эмали, Пекин / Китай // artemspec.livejournal.com

Крупнее

Фабрика перегородчатой эмали, Пекин / Китай // artemspec.livejournal.com

Обилие ручного труда, трудоемкость и длительность процесса
обуславливает крайне высокую по китайским меркам цену. Самая маленькая
вазочка стоит не дешевле 780 юаней — на наши деньги это около 3800
рублей.  Эти, 20-и сантиметровой высоты, подороже — 898 юаней или
4340 рублей.

Фабрика перегородчатой эмали, Пекин / Китай // artemspec.livejournal.com

Китайская перегородчатая эмаль сегодня — не только дань традиции, и
важная статья китайского экспорта. Туристы покупают эмаль очень охотно,
поэтому дела в магазине при фабрике идут очень хорошо.

Фабрика перегородчатой эмали, Пекин / Китай // artemspec.livejournal.com

На это как бы намекает и склад заготовленной упаковки.

Фабрика перегородчатой эмали, Пекин / Китай // artemspec.livejournal.com

Конечно, такие дорогие вазы покупают не каждый день — зато туристы
охотно фотографируют красоту, после чего выбирают себе что-нибудь
попроще. Никто не уходит без покупок!

Фабрика перегородчатой эмали, Пекин / Китай // artemspec.livejournal.com

Один из самых недорогих вариантов изделий с перегородчатой эмалью —
крошечная шкатулка.

Фабрика перегородчатой эмали, Пекин / Китай // artemspec.livejournal.com

Турист из Индии придирчиво выбирает браслет

Фабрика перегородчатой эмали, Пекин / Китай // artemspec.livejournal.com

Торговаться в этом магазине нельзя — а вот потратить кучу денег можно
очень легко.

Фабрика перегородчатой эмали, Пекин / Китай // artemspec.livejournal.com

«Сикока-сикока?» Наш китайский сопровождающий и корреспондент
Радио-Маяк Алексей Чесноков с изумлением изучают ценник. Эта огромная
ваза  высотой более 2 метров обойдется покупателю в 2 360 000
юаней, т.е. примерно 11.5
миллионов рублей. Зато не хуже, чем у императора!

Фабрика перегородчатой эмали, Пекин / Китай // artemspec.livejournal.com

Скоро мы с вами прогуляемся по Пекинским улочкам и закоулкам, после чего вместе с колонной автопробега «Пекин-Москва» отправимся в длинное путешествие по Китаю и России! Следите
за обновлениями моего блога!

Другие публикации из автопробега «Пекин-Москва» 2012:

  • Великая Китайская Стена: Участок Бадалин
  • Спец-тест: 4500 км от Пекина до Иркутска на Great Wall Hover H6
  • Автопробег Пекин-Москва добрался до Москвы 

Источник: ru-travel.livejournal.com
artemspec
29/01/2013 02:14

Источник