Другая сторона Ротанга — первого перевала на пути в Лех (Rohtang La)

2015

Другая сторона Ротанга - первого перевала на пути в Лех (Rohtang La) / Индия // alexanderyork.livejournal.com

Путешествие по одной из самых высокогорных в мире дорог «Манали — Лех» традиционно начинается с перевала Ротанг (Rohtang La). Он не самый высокий, но именно про него ходит огромное количество легенд, связанных с опасностями. Мы проверили его на собственном опыте, о чем я подробно напишу в этом посте.

— Не понимаю почему Ротанг многие считают самым сложным перевалом — говорит Дима, — мы вот с Иркой пару дней назад доехали до вершины по отличной дороге. Все супер вообще, только конечно туристы эти… Знаешь где теперь пробка начинается? Почти на самом верху!

Мда… Туристы. Индийские туристы — это почти что отдельный народ. Их можно распознать по парадной в индийском понимании одежде, бутафорской ковбойской шляпе, маленькой мыльнице на шее и взгляде, выражающем расслабленное променадное настроение с плохо скрывающим желанием понтануться. Люди, которые никогда не видели снега, приезжают в Манали, чтобы сесть в джип, доехать наверх до белой вершины и написать пальчиком свое имя на снежной стене. А так как их приезжает тысячи, то сотни джипов и автобусов создают мертвые пробки на первом перевале по дороге в Лех.

Я был на Ротанге год назад. Тогда, в апреле, снег был низко и в месте, где через реку Биас перекинут временно-постоянный мост, туристы в заплатанных пуховых комбинезонах катались с грязно-снежных склонов на камерах от грузовиков, ели кукурузу и рулили квадроциклами с лысой резиной. Я наблюдал это из стоящей пробки, пытаясь не поскользнуться на льду.

Другая сторона Ротанга - первого перевала на пути в Лех (Rohtang La) / Индия // alexanderyork.livejournal.com

Может быть я преувеличиваю и показываю только отрицательную сторону индийских туристов. Но на самом деле они кажутся другим народом и ты невольно думаешь, что знаешь и ценишь Индию лучше, чем они. Хотя это глупость конечно. Но все же что происходит в голове у прекрасного индийца, когда он едет с семьей в отпуск, остается загадкой. Видимо необратимый процесс начинается, когда демон в его голове шепчет купить ковбойскую шляпу.

Я думал, что перевал Ротанг опасен только наличием толп туристов. Но оказалось, что я просто не видел его другую сторону. Как в прямом, так и в переносном смысле.

Утро. Гималайский поселок Вашишт, в котором местные жители усиленно не замечают западных бекпекеров. Пока мы привязываем рюкзаки к байкам, они гонят коров и носят пшеницу. Сегодня наконец-то хорошая погода и мы можем начать главный этап нашего путешествия — проехать на мотоциклах легендарную дорогу Манали-Лех, которую многие называют самой высокогорной в мире. Собственно, Вашишт — это пригород Манали, а Лех — всего в 500 километрах, но и в пяти перевалах высотой до 5300 метров.

Другая сторона Ротанга - первого перевала на пути в Лех (Rohtang La) / Индия // alexanderyork.livejournal.com

План — доехать до Кейлонга — поселочка в регионе Лахул по ту сторону горного хребта Пир Панджал, соединенного с большой землей перевалом Ротанг высотой почти 4000 метров. Дима с Ирой должны уже быть там потому, что уехали позавчера. А Алекс, Варя и я остались в Вашиште, пережидая вчерашнюю ливневую непогоду. Сегодня солнце, чистое небо и улыбающиеся люди на улицах. Самое время стартовать.

Другая сторона Ротанга - первого перевала на пути в Лех (Rohtang La) / Индия // alexanderyork.livejournal.com

Спускаясь с Вашиштского холма, мы заезжаем на заправку и заливаем полные баки. Последний петрол памп будет в Кейлонге, поэтому мы не паримся и не наполняем канистры, заботливо воткнутые в решетку для багажа.

Вокруг красота — прекрасное шоссе плавно огибает бурлящую горную реку и постепенно начинает забираться наверх. Первые шпильки (серпантин с разворотом на 180 градусов) самые красивые. Это зона лесов и проезжая мимо елок, я вспоминаю кадры из фильмов про Северную Америку. Приятное ощущение того, что ты уже был здесь не покидает. Ты как местный, знаешь здесь каждый поворот и радуешься тому, что снова едешь по этой великой дороге.

Другая сторона Ротанга - первого перевала на пути в Лех (Rohtang La) / Индия // alexanderyork.livejournal.com

Когда леса заканчиваются, я вижу страшную картину. На обочине дороги стоит бычок, у которого разбит один бок, из которого течет кровь и видно мышцы. То ли он упал, то ли его постепенно склевывают хищные птицы. Умирающее животное смотрит на меня долю секунды, за которые я даже не успеваю понять увиденное. За следующим поворотом до меня доходит и становиться не по себе. Если это знак, то, конечно, не очень хороший.

Другая сторона Ротанга - первого перевала на пути в Лех (Rohtang La) / Индия // alexanderyork.livejournal.com

Мы делаем остановку на чай в месте, где раньше был индийский курорт.

Другая сторона Ротанга - первого перевала на пути в Лех (Rohtang La) / Индия // alexanderyork.livejournal.com

Сейчас в июне там уже сошел снег и туристы перебрались выше. В красивом месте с небольшим водохранилищем, мостом и трезубцем Шивы теперь осталось пара маленьких кафе со снеками и напитками.

Другая сторона Ротанга - первого перевала на пути в Лех (Rohtang La) / Индия // alexanderyork.livejournal.com

Пока мы отдыхаем, замечаем, что погода начинает портится и за мостом очень быстро собирается огромная пробка.

Другая сторона Ротанга - первого перевала на пути в Лех (Rohtang La) / Индия // alexanderyork.livejournal.com

Это было ожидаемо. Пробка возникает из-за местного менталитета. Индийцы стараются найти любую щелочку, чтобы протиснуться вперед. Естественно, они вылезают на встречку и блокируют ее. Затем вместо того, чтобы попытаться как-то решить ситуацию, они тупо стоят и ждут, когда их объедут. Но на горной дороге для этого просто нет места и все стоят и просто сигналят друг другу. Но в один счастливый момент находится самый совестливый водитель, который выходит из своей машины и начинает выполнять функции регулировщика, показывая кому куда нужно отъехать. Так пробка постепенно начинает двигаться.

Другая сторона Ротанга - первого перевала на пути в Лех (Rohtang La) / Индия // alexanderyork.livejournal.com

Водитель старого автобуса не замечает байк Алекса и начинает спихивать его с дороги. Алекс со всех сил бьет по его двери и кричит: «Вот а ю дуинг?!». Я сохраняю удивительное спокойствие и продолжаю радоваться, что я еду по горам.

Мы проезжаем наверх, где через полкилометра опят все стоят. Теперь по узкой дороге навстречу едет военный конвой из бесконечного количества огромных темно-зеленых грузовиков. С ним шутки плохи, поэтому все смирно стоят и не пытаются возмущаться. Бородатые водители-сикхи играют в «миллиметровочку», давя широкими колесами самый край обрыва. Я немного наклоняю байк, чтобы грузовик не задел привязанный рюкзак.

Другая сторона Ротанга - первого перевала на пути в Лех (Rohtang La) / Индия // alexanderyork.livejournal.com

Дальше путь свободен. Мы крутимся на асфальтовом серпантине, уверенно забираясь все выше. Я думаю, что все слишком хорошо и нужно будет немного преувеличить, написав про то, как страшно, когда на поворотах асфальт иногда заканчивается и превращается в скользкие камни. Но на самом деле они ровные и мотоцикл всего лишь немного потряхивает.

Другая сторона Ротанга - первого перевала на пути в Лех (Rohtang La) / Индия // alexanderyork.livejournal.com

Тадам! Вершина!

Другая сторона Ротанга - первого перевала на пути в Лех (Rohtang La) / Индия // alexanderyork.livejournal.com

Она характеризуется туманом, снегом на обочинах и толпами разноцветных туристов, которые бесконечно фотографируются и катаются на лошадках. Чуть выше — снежный склон со стихийно собранным местными предпринимателями горнолыжным курортом, состоящим из тех же покрышек-ватрушек и дымящих последними ресурсами двигателя старыми снегоходами. Я удивляюсь как индийцев не хватает здесь горная болезнь, ведь они сразу поднимаются на 2000 метров и проводят на высоте много времени.

Другая сторона Ротанга - первого перевала на пути в Лех (Rohtang La) / Индия // alexanderyork.livejournal.com

Мы останавливаемся на отдых.

Другая сторона Ротанга - первого перевала на пути в Лех (Rohtang La) / Индия // alexanderyork.livejournal.com

Моросит дождь. Я чувствую, как у меня заложены уши. На 4000 метрах ты слышишь свой голос по-другому. Как-будто кто-то другой говорит внутри твоего тела. Пройдясь туда-сюда вокруг байка, появляется отдышка, как бы напоминая о том, что лучше экономить силы.

Другая сторона Ротанга - первого перевала на пути в Лех (Rohtang La) / Индия // alexanderyork.livejournal.com

Если честно, то сама вершина Ротанга не показалась какой-то особенной и красивой. Это снежная пустыня без особого вида. Красота начинается при спуске.

Другая сторона Ротанга - первого перевала на пути в Лех (Rohtang La) / Индия // alexanderyork.livejournal.com

Сначала ты едешь сквозь снежные коридоры, наслаждаясь надписями на стенах вроде «Kumar Hyderabad was here». Потом открывается вид на огромное ущелье и снежные вершины. Это Лахул — регион, зажатый между Большими Гималаями и хребтом Пир Панджал.

Другая сторона Ротанга - первого перевала на пути в Лех (Rohtang La) / Индия // alexanderyork.livejournal.com

В моей голове звучит романтическая музыка, мы постепенно спускаемся вниз, делая фотостопы.

Другая сторона Ротанга - первого перевала на пути в Лех (Rohtang La) / Индия // alexanderyork.livejournal.com

В тот момент, когда я представляю сытный обед по завершении спуска, дорога неожиданно заканчивается.

Другая сторона Ротанга - первого перевала на пути в Лех (Rohtang La) / Индия // alexanderyork.livejournal.com

Ровный асфальт обрывается вместе с моими мечтами и начинается грунтовка, усыпанная ямами и заваленная камнями. Байк начинает трясти, скорость падает до 20 км\ч и все внимание максимально концентрируется на ямах, пытаясь проложить менее опасный маршрут.

Другая сторона Ротанга - первого перевала на пути в Лех (Rohtang La) / Индия // alexanderyork.livejournal.com

В моей голове появляется взгляд умирающего бычка, который как-бы говорит: «Чувак, тут лучше не расслабляться!». В ответ я думаю о том, что конечно же такая дорога не может продолжаться вечно и скорее всего я скоро вновь встречу асфальт. Ведь это же очень важный перевал! Конечно же они отремонтировали дорогу, а здесь видимо был какой-то камнепад.

Я скачу на сидении байка как ковбой на родео и не хочу верить, что дорога только ухудшается. Теперь она становиться еще и мокрой из-за стекающих с ледников маленьких ручьев. Где-то они делают из песка грязь, где-то размывают его до камней, оставляя скользкий хайвей на пути к обрыву. Скорость падает до минимальных значений. В голове поселяется страх поскользнуться и где-то я просто перебираю ногами, таща байк по воде.

Другая сторона Ротанга - первого перевала на пути в Лех (Rohtang La) / Индия // alexanderyork.livejournal.com

Умирающий бычок широко отрывает глаза. На пути появляется горная река. Хитрые ледниковые ручьи чуть ниже по склону объединяются и пересекают дорогу бурлящим потоком, из которого виднеются остатки бетонной плиты, которая когда-то была дорогой. Я останавливаюсь и смотрю как-лучше проехать. Медленно заезжая в реку, я пробуксовываю на камнях и прошу Алекса подтолкнуть байк. С его помощью и с ревом Энфилда, мы выруливаем на сушу. — Нужно было резко проезжать — усмехаются индийцы-байкеры, не питающие иллюзий по поводу состояния дороги.

Другая сторона Ротанга - первого перевала на пути в Лех (Rohtang La) / Индия // alexanderyork.livejournal.com

Поворот, еще поворот, еще один. Ужасная дорога не заканчивается и реки становятся обыденным явлением. Я понимаю почему коты бояться воды. В эту стремительную глубокую и скользкую жижу заезжать нет никакого желания. Но другого выхода нет. В голове не остается никаких мыслей. Я превращаюсь в робота, который на автоматическом режиме спускается вниз, не ощущая совершенно ничего.

Другая сторона Ротанга - первого перевала на пути в Лех (Rohtang La) / Индия // alexanderyork.livejournal.com

Даже когда мы останавливаемся поглазеть на стадо овец, я понимаю, что мой взгляд ничем не отличается от бараньего. Такой же тупой и бессмысленный. Его задача — жевать траву, моя — спуститься вниз.

Другая сторона Ротанга - первого перевала на пути в Лех (Rohtang La) / Индия // alexanderyork.livejournal.com

Наконец появляются домики. Нам свистят полицейские, любезно приглашая показать паспорта и сказать номера мотоциклов. Это первый чек-пост, которых будет еще миллион. Я паркую байк и чувствую, что автоматический режим закончился. Это конечно хорошо, но как-только я отпускаю концентрацию, на меня накатывает жуткая усталость, совмещенная с горной болезнью.

Мы идем в маленькое уличное кафе и я просто падаю на лавку. Потом долго собираюсь с силами, чтобы встать и вылить и ботинок собранную в многочисленных ручьях воду. Когда я это делаю, то становится полегче. Я лежу на лавке и дышу как рыба на берегу, постепенно расслабляя ноющую спину. Жгучее высокогорное солнце поджаривает правую половину моего лица и у меня хватает сил только на то, чтобы закрыть ее ладонью.

Другая сторона Ротанга - первого перевала на пути в Лех (Rohtang La) / Индия // alexanderyork.livejournal.com

Приносят очень невкусную еду, напоминающую что-то среднее между дошираком и вчерашними пельменями. Мой организм сметает их за 5 минут, пытаясь спасти свое состояние, чтобы ехать дальше.

Сейчас 4 часа. Я не могу поверить, что мы ехали почти без остановок около 6 часов. Нам нужно успеть доехать до заката до Кейлонга. Я надеваю мокрые носки, хлопаю себя по щекам и сажусь на мотоцикл.

Другая сторона Ротанга - первого перевала на пути в Лех (Rohtang La) / Индия // alexanderyork.livejournal.com

Умирающий бычок на прощание говорит, что нужно прислушиваться к знакам и не питать никаких надежд. Перевалы — самые коварные жители гор, которые заманивают хорошей дорогой, а потом показывают свою другую сторону, наполненную проверкой твоей выносливости и веры в лучшее.

Другая сторона Ротанга - первого перевала на пути в Лех (Rohtang La) / Индия // alexanderyork.livejournal.com

Источник: ru-travel.livejournal.com
alexanderyork
17/07/2015 10:00

Источник