Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России

апрель 2014

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия // conlaich.livejournal.com

Где они находятся, официально старейшие сохранившиеся храмы России?

Древнерусское зодчество, как мы помним, официально "отсчитывают" с Десятинной церкви Киева, построенной в последние годы X века, но уже к XIX веку представлявшей собой лишь фундаменты, на которых была отстроена почти с нуля — и в 30-е взорвана снова…  А на территории России мы имеем Софию Новгородскую — это середина XI века. Теперь, впрочем, раз уж вышло, что #крым оказался #наш, можно вспомнить еще и керченский храм Иоанна Предтечи, который датируют второй половиной X века — началом XI, интересный "средневизантийский образец" (сколько на территории полуострова более ранних христианских построек в, так сказать, археологическом состоянии, судить не берусь — думаю, что много).

И все же официально старейший храм в РФ находятся не там, а на Кавказе, в землях древней Алании, и относится к первой трети X века — времени официального крещения алан византийскими миссионерами. Всего до наших дней "в целости" дошла группа из пяти аланских (а в действительности, скорее всего, построенных пришлыми зодчими) крестово-купольных храмов первой половины X-XI веков, и все они находятся территории современной Карачаево-Черкессии. Это, прежде всего, комплекс из трех храмов в Нижнем Архызе между Карачаевском и Тебердой — одновременно самый значимый с историко-архитектурной точки зрения и самый "раскрученный" в туристическом плане, затем — два других "одиночных" храма, "Шоанинский" и "Сентинский", оба — в окрестностях Карачаевска.

К сожалению, до Сентинского храма нам по ряду причин доехать в весеннюю поездку не удалось — по поводу чего я по сей день кусаю локти: он единственный из всей группы, сохранивший до наших дней остатки средневековых росписей. Без него отчет, конечно, получается неполным. Но — как говорится, будет повод вернуться…

И еще, нам можно сказать, повезло с датой: официальным "днем рождения" Аланской церкви считается 914 год — так что мы знакомились с христианским зодчеством Карачая в год ее тысячестолетия. Но это уже частности…

ВВЕДЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ

Сама по себе Кавказская Алания — любопытное явление мировой истории. По сути — осколок древнего скифо-сарматского мира, не только получивший в свое время "путевку в Средневековье", но и, через ираноязычных осетин, сохранивших языковую преемственность древним аланам, в некотором смысле дошедший и до наших дней… В средние века аланы создали мощное государство, с которым пришлось считаться всем "соседям по региону" — но знаем мы о нем, в основном, из довольно скупых источников, оставленных этими самыми соседями, ну и путешественниками, конечно. Даже границы Алании на пике ее развития с точностью определить непросто. При этом аланы, часть из которых сперва на волне Великого переселения народов, а затем и под давлением монголов, волною тронулась на Запад, оставили немалый след не только на Кавказе, но и в Европе. В Венгрии, например, до сих пор существует область Ясшаг, население которой еще пару столетий назад помнило родной язык, чрезвычайно близкий осетинскому…

На Кавказе "аланское наследство" остается предметом спекуляций и споров. Сам бренд "Алания" вкупе со статусом главных наследников древнего государства безоговорочно присвоила себе Осетия, где сохранилась языковая преемственность древнему народу (осетины — единственный ираноязычный народ Центрального Кавказа). Однако "аланская карта" — важный фактор конструирования современного "национального мифа" и у соседей, особенно у карачаевцев (ведь именно в Карачае находятся самые знаковые аланские памятники). Впрочем, исторические спекуляции и дележ исторического наследия на Кавказе — тема столь же занятная, сколь и не вызывающая желания в нее залезать, а особенности и нюансы этногенеза кавказских народов — предмет темный и исследованию не подлежит поводов для этих самых спекуляций может дать немало…

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия // conlaich.livejournal.com

"Аланский менгир" — раннесредневековое изваяние, найденное близ Нижнеархызского городища

Тысячу сто лет назад Алания была, повторюсь, крупной по тогдашним меркам горно-степной страной, простиравшейся от Кавказского хребта на юге до придонских степей на севере. И, естественно, являлась "зоной повышенного интереса" для Византийской империи — хотя бы потому, что в аланах Константинополь рассчитывал получить союзников против беспокоившего ромеев Хазарского каганата.

Христианская миссия, которая была отправлена к аланам в начале X века, в патриаршество Николая Мистика, должна была, очевидно, помочь византийцам "навести мосты" в этом направлении. Впрочем, к хазарам, верхушка которых к тому времени успела принять иудейскую веру, миссионеры также были посланы.

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия // conlaich.livejournal.com

Раннесредневековый могильник. Окрестности Нижнеархызского городища

Аланы не были к тому времени народом, вовсе незнакомым с христианством: в конце концов, на юге под боком у них было крещеное Абхазское царство и грузинские государства, да и среди соседей — зихов и касогов, то есть адыгов, миссионерскую деятельность греки вели уже не первую сотню лет. Опять же, не первую сотню лет работали на Северном Кавказе и миссионеры других восточных церквей. Так или иначе, в самом начале X века — то есть накануне активизации аланской миссии — персидский ученый Ибн Русте писал, что "Царь алан — христианин в душе", хотя "все люди, населяющие его царство — кяфиры, поклоняющиеся идолами".

Поэтому неудивительно, что вскоре усилия монахов-миссионеров в конце концов увенчались созданием в Алании епархии и, вслед за тем, официальным принятием христианства аланским "архонтом". Однако, сказать, что утверждение новой веры прошло среди алан легко, нельзя — спустя буквально пару десятилетий после учреждения аланской церкви христиан вновь изгоняют из страны, часть построенных храмов оказывается разграблена, а сами аланы выступают против византийцев в союзе с хазарами. Лишь к середине века аланы возвращаются к христианству вновь. Церковь же аланская патриаршим изволением получает статус митрополии.

Культурное вхождение Алании в "византийский круг" благотворно сказалось на ее искусстве и культуре — настолько, что следующий, XI век исследователи аланской культуры иной раз называют "золотым": развивается и архитектура, и живопись. Расцвет, однако, оказался недолгим: уже в XII веке некогда единое царство распадается на части, а затем случается и монгольское нашествие, которое для Алании как политического явления стало "началом конца": с равнин Предкавказья они были загнаны в горные ущелья. Финальную точку в этой истории поставил Тамерлан, уничтоживший остатки аланской государственности и Аланскую церковь как организацию…

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия // conlaich.livejournal.com

Средневековый крест. Нижнеархызское городище

Христианство среди простых алан так и не успело за триста лет "прорасти вглубь", теперь же, когда церковная иерархия перестала существовать, оно стало постепенно забываться, превращаясь в призрак себя самого. Христианские храмы еще возводятся — но традиции, воспринятые от Византии, уходят в прошлое — церковное зодчество возвращается в "аборигенные" формы, а храмы этой поры порою трудно отличить от языческих святилищ. Забываются и литургические традиции. В конце концов, древние церкви пустеют — хотя в них и спустя несколько столетий приходят давать клятвы, приносить жертвы и вершить суд, но никто не помнит уже, как в них молиться. Предания о христианских святых перемешиваются с незабытыми еще рассказами о богах предков… О "каноническом" христианстве горцам пытаются напомнить заезжие миссионеры из Грузии — но в конце концов на фоне постоянных вражеских набегов грузинам становится не до просвещения северных соседей…

Наиболее прямые потомки алан, осетины, которых в основном обошла позднейшая исламизация Кавказа, сохранили этот язычески-христианский синкретизм до наших дней — я писал в своих постах об Осетии об не изжитой до последнего времени традиции жертвоприношений и поклонения божествам-хранителям дзуарам. А Уастырджи, святой Георгий, и Уацилла, святой Илья в осетинской традиции — вполне себе узнаваемые индроевропейские боги: один — покровитель путников и воинов, другой — громовник…

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия // conlaich.livejournal.com

Изображение Уастырджи у Шоанинского храма. Осетинское село Коста-Хетагурово близ Карачаевска

ШОАНИНСКИЙ ХРАМ

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия // conlaich.livejournal.com

Первым посещенным нами храмом в эту поездку стала Шоанинская Георгиевская церковь, прилепившаяся одном из скальных склонов кубанского ущелья неподалеку от Карачаевска — второго по величине города республики.

Окрестности гора Чуана (или Шоана), по которой обычно и называют храм богаты на средневековые могильники и селища: ясно, что такое серьезное сооружение, как каменный крестово-купольный храм, который сейчас датируют второй половиной X века, едва ли мог быть построен на пустом месте. Сейчас же ниже древней церкви находится село, основанное полтораста лет назад переселенцами-осетинами и предсказуемо называющееся Коста-Хетагурово. Ошибиться сложно — село встречает стелой с изображением Уастырджи (святого Георгия) — национального святого Осетии. Впрочем, с "каноническим" св. Георгием Уастырджи, как я уже оговаривался выше, имеет немного общего — в осетинской "иконографии" это пышнобородый пожилой воин на коне (и даже странно, что у коня не восемь ног, а у самого Уастырджи не один глаз, и при нем нет двух вещих воронов). Уастырджи — покровитель мужчин (женщинам в традиции даже запрещено было поминать его этим именем) и защитник в пути, верный помощник и посланец "Большого Бога" — Стуыр Хуыцау…

"Дорога к храму" — такой же важный момент для настоящего зодчего, как и архитектурная композиция самого здания. Безымянные строители Шоанинского храма, судя по всему, прекрасно это понимали:

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия // conlaich.livejournal.com

Да и от самого храма виды открываются удивительные — особенно, если вы только первый день в горах, а позади — долгая и серая московская зима…

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия // conlaich.livejournal.com

В XIX веке на руины храма пришли монахи, восстановившие его и приспособившие к службам. Вокруг древней церкви был заложен скит в честь св. Георгия — его руины сохранились и по сей день.

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия // conlaich.livejournal.com

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия // conlaich.livejournal.com

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия // conlaich.livejournal.com

Храм открыт, несмотря на отсутствие людей поблизости — но явно содержится в порядке: чисто, на стенах — иконы. Несколько лет назад, говорят, церковь кто-то пытался поджечь. Обошлось, впрочем, без серьезных последствий…

Некоторое время назад осетинская община провела и ремонт храма — чем, правда, весьма раздосадованы реставраторы: без контроля со стороны специалистов были уничтожены еще сохранявшиеся в интерьере остатки росписей и средневековые граффити.

Впрочем, не все. Вот, к примеру, родовые знаки-тамги на одной из колонн и, судя по всему, русские надписи XIX века:

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия // conlaich.livejournal.com

А мы тем временем возвращаемся в Черкесск, чтобы два дня спустя отправиться с кунаками в Нижний Архыз.

ЗЕЛЕНЧУКСКИЕ ХРАМЫ

По хорошему, именно с нижнеархызского комплекса, или "Зеленчукских храмов", логичнее было бы начинать рассказ. "Тройник" церквей на древнем городище на берегу реки Большой Зеленчук — это самые крупные и самые главные памятники аланского христианства, а центральный из них — "Средний Зеленчукский храм" — еще и, очевидно, самый древний.

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия // conlaich.livejournal.com

"Северный" Зеленчукский храм. Нижнеархызское городище

Нижнеархызское городище любят отождествлять с Магасом, легендарной столицей алан, в честь которой, к слову, названа и ингушская столица, самая молодая в России. Прямых подтверждений этой гипотезе нет. Тем не менее, город, как бы его ни называть, явно процветал, находясь на одной из ветвей Шелкового пути, которая вела через Марухский перевал в Абхазию. И, очевидно, он и был выбран в качестве резиденции сперва епископа, а затем и митрополита новообразованной Аланской церкви.

Храмы Нижнеархызского городища располагаются на некоем подобии символической оси, и поэтому для удобства зовутся просто — "Северный", "Средний" и "Южный". "Южный" — самый скромный из всех и единственный, в котором проводятся службы — тем самым, официально он считается "старейшим действующим в России". До наших дней здание дошло в сильно "русифицированном" виде — полуразрушенный древний барабан был разобран и заменен деревянной главкой в этаком "псково-печерском" духе.

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия // conlaich.livejournal.com

Перестройка храма — дело рук монахов, основавших в 1880-х годах при древних церквах Александро-Афонскую "нештатную общежительную пустынь". Комплекс построек обители дошел до наших дней — правда, в "частично заброшенном" состоянии.

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия // conlaich.livejournal.com

"Средний" и "северный" храмы куда масштабнее и эффектнее "южного". Один из них, говорят исследователи, вероятнее всегостроился как митрополичий кафедральный собор, другой — как ядро монастырского комплекса. Но вот в том, какой из храмов конкретно исполнял какую функцию, исследователи вопроса к единому мнению не пришли.

"Северный" храм — самый дальний, стоит "на отшибе", фактически за пределами городища:

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия // conlaich.livejournal.com

Всей своей композицией этот храм, построенный во второй половине X или начале XI века — и особенно большими открытыми притворами с севера, юга и запада — напоминает современный ему знаменитый Успенский храм в Лыхны (Абхазия). Вообще, абхазское происхождение зодчих, работавших в митрополичьей столице, вполне вероятно, особенно учитывая то, что правители Абхазии на протяжение деятельности миссии, судя по сохранившейся переписке, вообще содействовали ей весьма активно…

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия // conlaich.livejournal.com

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия // conlaich.livejournal.com

Еще в XIX веке на стенах храма сохранялись остатки средневековых фресок — их в свое время успел зарисовать, весьма, правда, приблизительно, обследовавший храмы Архыза реставратор Дмитрий Струков (его рисунки можно посмотреть, например, здесь).Сейчас храм стоит после недавнего ремонта — но внутри пусто.

Акустика тысячелетних сводов завораживает.

Коллега antplat играет на адыгском камыле собственного изготовления.

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия // conlaich.livejournal.com

Раскопки вскрыли внутри храма также крещальню и несколько аристократических захоронений…

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия // conlaich.livejournal.com

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия // conlaich.livejournal.com

А мы тем временем движемся к Среднему храму -очевидно, старейшему в комплексе: есть мнение, что возведен он одним из первых в Алании — еще до "отступничества" алан в середине X века.

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия // conlaich.livejournal.com

Рядом с храмом — средневековый некрополь:

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия // conlaich.livejournal.com

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия // conlaich.livejournal.com

Храм, в отличие от "северного" стоит без дверей, открытый всем ветрам, стены частично извандалены — притом, надо сказать, на такой солидной высоте, что упорство и акробатические способности неизвестных художников почти восхощают…

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия // conlaich.livejournal.com

В отличие от "северного" храма, который до советской реставрации стоял в руинах, "средний" храм был отремонтирован монахами и до революции использовался в качестве соборного храма обители. Следы этого ремонта видны до сих пор — это и фрагменты штукатурки с остатками росписей, и часть арочных перекрытий и проемов, и фабричный кирпич, которым укреплялись подпружные арки (которые, кстати, выложены плинфой — хотя сам храм построен из песчаника.

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия // conlaich.livejournal.com

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия // conlaich.livejournal.com

Аланские храмы Карачая: древнейшие церкви на территории России / Россия // conlaich.livejournal.com

Средний Зеленчукский храм. Фото до ремонта и освящения, XIX век

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

А вообще…

Повторюсь, аланская христианская архитектура крестово-купольными храмами КЧР не исчерпывается — и, пожалуй, "позднеаланские" церкви (как, например, "Нузальская часовня" XIII-XIV веков с сохранившимися росписями в Северной Осетии и ряд других, известных больше специалистам, чем "широкому кругу читателей", памятников) являются еще более интересной темой для путешественника. Да и вообще северокавказское средневековое христианское зодчество, как говорится, стоит мессы.

Собственно, в одном из ближайших репортажей постараюсь рассказать про увиденные в июле средневековые церкви Ингушетии (хотя рассказ, увы, тоже выйдет не исчерпывающим). Но это уже будет другая история.

conlaich
31/10/2014 12:00

Источник