10 дней в Риме в апреле

апрель 2010

Подготовка поездки
Поездка у нас была по времени нестандартная — 9 дней вместо традиционных 7-8. Поэтому авиабилеты могли бы быть и немного дешевле. По состоянию на 16 марта, наиболее выгодное предложение было у итальянской Alitalia — 31748 рублей на двоих (туда и обратно, само собой). У «Аэрофлота» — в районе 42 тысяч, хотя позже у итальянцев цены подросли, а у «Аэрофлота» не менялись. Рейсы Alitalia также были удобны — с нашей точки зрения. Вылет в 5.50 утра, прилет в Рим 7.50.

Гостиница была забронирована с помощью агентства «Водолей М» — трехзвездная Embassy неподалеку от главного римского вокзала Термини и Виллы Боргезе. Визу также делали через туристическое агентство.

1-й день, пятница
В аэропорту были в районе 2.50 — надо было оставить машину на стоянке в Шереметьево. Выяснилась, кстати, любопытная деталь — в расположенном под вокзалом терминалом электрички на ночь закрывают переход в собственно терминал аэропорта. Пришлось нам одетыми уже «по-итальянски» идти по холодрыге до терминала F в обход, как нормальным героям. Забегая вперед, скажу, что обратно прилетели мы в терминал D. И найти парковку было очень непросто — никаких указателей, рассказывающий как попасть из одного терминала в другой (об их инфраструктуре я уже и не говорю) не было в природе.

Регистрация была объявлена лишь в районе четырех часов утра, а не за 2.5 часа, как говорится на сайте аэропорта. Причем самолет уже стоял. Оформление электронных билетом шло просто моментально, однако нам снова «повезло» — перед нами регистрировалась молодая пара, летевшая через Рим транзитом в Майами. С ними работали минут так 15-20, что вызывало негодование очереди.

Вылетели мы точнехонько по расписанию, завтрак был очень даже неплохой (у меня были крайне дурные воспоминания от перелета Alitalia в 2003 году). Сервис был на хорошем уровне, стюарды перемещались по самолету бесшумно, так как значительная часть пассажиров спала. На посадку мы зашли через 3 часа вместо обещанных четырех. В связи с этим даже пришлось немного подождать багаж, однако «на волю» мы вышли в момент, когда самолет должен был только садиться.
С двумя чемоданами пошли в сторону железнодорожного терминала. У самого эскалатора нас останавливает дяденька с официальным бейджем и сообщает, что за 15 евро с носа он будет просто счастлив доставить нас до дверей отеля. Получилось, кстати, дешевле, чем поездом, а потом на такси. Соглашаемся и в районе девяти утра (пробки были изрядными) оказываемся у своего Embassy.

Входим в подворотню с воротами и попадаем на ресепшн. Мест, естественно, еще нет (номера освобождаются в 11 утра), и мы идем гулять, оставив вещи в каморке за спиной у портье. Обратно вернуться велено было в районе 12 часов дня.
Часа два с половиной мы гуляли. Зашли в церковь Санта-Мария Маджоре, потолок которой, по преданию, облицован первым золотом, захваченным конкистадорами в Америке. Сосредоточиться, правда, мешал работавший перфоратор. Затем еще погуляли, выпили кофейку и вернулись в отель.

Номер оказался очень маленьким — где-то три на 4,5 метра. Тесновато, но ведь здесь только ночевать.
После размещения гуляли снова весь день.

2-й день, суббота.
На 10.30 утра этого дня у нас был забронирован через интернет поход в Ватикан и его музеи. Можно было, конечно, сэкономить по несколько евро с носа, но в этом случае пришлось бы стоять несколько часов в очереди. Затем в Замок Святого Ангела — бывший мавзолей императора Адриана, а позже цитадель Римских пап.

3 день, воскресенье.
С утра пошли на расположенную неподалеку от гостиницы Виллу Боргезе, где расположена отличная картинная галерея. Но путеводители, рекомендующие заказывать билеты заранее, не ошиблись. Как выяснилось, мест нет (запускают посетителей каждые два часа), поэтому пришлось сразу же забронировать на четверг. Кстати, вариантов на тот день было только два — на час дня (наше время) и на пять. Зашли в сувенирный магазинчик, и пошли гулять по вилле.

Вилла оказалась большим парком с пиниями и красивыми цветниками. Дальше начинается Вилла Медичи, за которой живописный обрыв, а под ним — одна из площадей. В парках масса собак с хозяевами, множество кофеен, отличных детских площадок и множество детей. В той части, где Вилла Медичи, обнаружился даже кукольный театр имени Буратино — небольшой дощатый сарайчик, перед которым стоят фигуры Арлекина и, видимо, Мальвины. Поблизости имеется даже пруд для Тортиллы, однако в центре его зачем-то стоит башня с часами. Со смотровой площадки роскошный панорамный вид на собор Святого Петра.
Следующим пунктом программы был офис компании по аренде автомобилей Hertz. Машину мы забронировали еще в Москве, причем нам обещали сначала «Форд Фиеста», а затем уже «Фиат Пунто». Офис оказался в огромном подземном паркинге и сообщался со станцией метро. Затем — шопинг.

Ужин завершился приключениями — на выходе из ресторанчика нас застал дикий ливень с грозой. А идти до гостиницы так минут 15. Купили у коробейника зонт, но это не спасло — мокрые были до колен.

А на следующее утро — брать машину. Начали смотреть, где какая погода. Единственное место, где обещали пасмурный день, но без дождя, — Перуджа и Ассизы. Забегая вперед, скажу, что больше дождей мы не видели.

4-й день, понедельник.
Утром на всякий случай заказали такси (дабы не залило, хотя дождя уже не было) и поехали в арендную контору. Там нас уже ждал Фиат-500 — современная модная реинкарнация машины, на которой в «Ночах Кабирии» катали Джульетту Мазину. По виду напоминает сильно тюнингованный наш старый холодильник ЗИЛ с ручкой и замочком. Страшно даже садиться (у меня рост около 180, а вес около 100 килограммов). Но внутри — ничего, удобно. Ест бензина, кстати, мало — двигатель 1,2. Размер авто — меньше Дэу Матиза.

Завелись, поехали. Навигатор вывел на столицу провинции Умбрия Перуджу. Это около 200 км от Рима. Впечатления город особого не произвел — все закрыто, еле-еле нашли место, где поесть. Как потом выяснилось, из-за недостатка времени мы просто не попали туда, куда надо.

Дальше поехали в Ассизы, где жил и работал основатель ордена францисканцев (27 километров). Дорогу нам проложил навигатор сногсшибательно красивую, прямо в гору, на которой собственно город и находится. Постепенно садилось солнце, и его лучи отражались от белых стен зданий, создавая сияние. Короче место намоленное — пожалуй, это был лучший городок из всех тех, что мы видели.

Около пять вечера поехали обратно, предстояло пройти около 220 километров до Рима. В начале девятого поставили машину в гараже (буквально соседний дом). Гараж назывался, само собой, «Супер гараж».

5-й день.
Утром около девяти часов поехали кататься по окрестностям Рима. Возникла, кстати, проблема — бензином с каким октановым числом заправлять «Фиат»? На колонке Agip пожилой дядечка посмотрел на машину, решительно сказал «супер» и все решилось само собой.

Сначала через какие-то древние катакомбы (встать было, как обычно, нельзя, поэтому мы толком даже не знаем, что за место это было), попали на красивое озеро, где можно было спуститься к воде. Кстати, проблема парковки и вообще остановки по дороге стоит крайне остро. Но об этом ниже. Затем город Витербо (120 км от Рима), где, якобы жили папы. Странный городок, где все закрыто. Впрочем, возможно, что мы просто заехали не в тот районе городка?

В соседней Тосканье (не путать с областью Тосканой, еще 25 км) мы пообедали. Это небольшой городок, окруженный стеной и с массой полуразрушенных но очень красивых соборов. Крайне живописное место.

Оттуда мимо города этрусков Тарквинии попали в портовый город Чивиттавеккиа (еще около 50 км) — хотели посмотреть на море. Моря особого, впрочем, там нет, так как на набережной стоят сплошные форты и портовые сооружения. Правда, удалось съехать вбок на каком-пляже и походить по берегу Тирренского моря.

Еще около сотни километров — Рим, где мы поставили машину и стали готовиться к завтрашнему пробегу в Помпеи — это около 250 километров по автобану.

6-й день, среда.
Встали, само собой, пораньше и по автостраде «Дорога Солнца» (она идет от Милана до Неаполя) поехали на юг. Путь занял около трех часов, после чего по указателю съехали вбок, и попали в современную часть Помпей — город, обитатели которого паразитируют на древних развалинах. Стоимость парковки — шесть евро за два часа (в Перудже за эти деньги можно было стоять часов шесть). В соседнем ресторанчике с нас содрали «за обслуживание» и «за скатерть» аж девять евро (обычно укладываются в три-четыре в целом).

Сам город-музей производит двойственное впечатление. С одной стороны, посетить Помпеи надо. Место обладает сильнейшей энергетикой. С другой — стойкое ощущение ходьбы по трупам. Поэтому больше двух часов там, откровенно говоря, мы не выдержали и поехали обратно. Стоимость билета (взрослого) в Помпеи — 11 евро.

В Риме были около половины четвертого. Я высадил жену у отеля и поехал сдавать машину. Паркинг нашел без особого труда, но спустившись в него по пандусу не смог найти свой Hertz. После получаса беготни и попытки поседеть выяснил, что офис расположен на втором, нижнем этаже, куда въезд почему-то перекрыт. Все, впрочем, окончилось благополучно.

7-й день, четверг, 8-й день, пятница.
Так как Галерею Боргезе нам забронировали только на час дня, то утром решили сходить в соседний зоопарк. Там интересная система тарификации — за ребенка ростом до метра — бесплатно, до 12 лет — 10,50 евро, далее — 12,5 евро. Зоопарк небольшой, но очень уютный. Особенно ценится густая тень деревьев, что при римской жаре немаловажно. При входе — отличный сувенирный магазин.

Сама галерея Боргезе интересна не только картинами и скульптурами, но также и роскошными интерьерами 17 века. А вокруг нее раскинуты небольшие «сады и огороды», куда весной из оранжерей выставляют здоровенные горшки с цитрусовыми. При нас цвели прекрасные тюльпаны и азалии.

Цена билета в галерею — 8,5 евро, из которых собственно билет — 6,5 евро, а остальное — стоимость бронирования. Но, как я писал выше, в музейной кассе билетов «на сейчас» обычно не оказывается.

Остаток дня и следующий день был почти полностью посвящен шопингу.

9 день, суббота.
С утра сдали номер (это необходимо было сделать до 11 утра), оставили чемоданы в знакомой каморке. Для начала посетили купол собора Святого Петра, куда вместе с крышей собора можно подняться на лифте за семь евро. Пешком — пять евро. В стоимость входят и ступеньки, которые идут от лифта вверх — на вершину купола. На крыше собора обнаружилась целая улочка, с сувенирным магазином и пищеблоком.

Спустились вниз, сели в такси и минут за десять доехали на смотровой площадке на площади Гарибальди — он там лично на коне поставлен. Затем мимо бюстов соратников «самого» пошли вниз в район Трастевере (то есть, за Тибром, аналог московского Замоскворечья). Бедноватый по виду район, где осмотрели роскошную церковь третьего-четвертого веков нашей эры — Санта Мария ин Трастевере. Впечатление очень сильное.

В гостинице у нас было заказано такси до аэропорта Фьюмичино. Рейс — в 21.40 по местному времени. Но это все была теория.
Приезжаем в аэропорт и видим, что наш рейс отменен. Как потом выяснилось, Alitalia просто не летала, в отличие от «Аэрофлота». Идем в справочную, откуда нас оправляют в длинный хвост, стоящий в билетную кассу Alitalia. Вежливая девушка честно заявляет, что раньше вторника-четверга вылететь нереально, причем лететь придется через Киев, Баку либо еще что-то. Возможности лететь в обход, например, через Стамбул, тоже нет. Отметаю такое предложение и начинаю качать права. Через какое-то время появляются билеты на рейс, уходящий в 23.05 на следующий день. Что ж, тоже хлеб.

Идем к пограничникам — виза-то истекает уже в полночь. Усталая дама объясняет, что таких, как мы — масса и все прекрасно все понимают. Мол, не бойтесь. Проблем на границе не было никаких. Правда, турагенство очень настоятельно порекомендовало сохранить «старые» и «новые» билеты, дабы отвечать на вопрос посольств «а чой-то у тебя, мил человек, дата отбытия позже срока действия визы?». Как известно, в мире все забывается.

Идем к стойке «Аэрофлота». Выясняется, что у нас билеты на их рейс 278. Аэрофлотовцы уверяют, что улетим, если, конечно, Рим разрешит посадку.

Решили ночевать по человечески, то есть на не полу в аэропорту, как многие. Выясняется, что во Фьюмичино есть только «Хилтон», который забит намертво. Аэрофлотовцы советуют спуститься в зону прилета и обратиться в службу бронирования гостиниц, где можно найти что-то в соседнем городке Остия. Идем вниз.

В службу бронирования стоит хвост, как когда-то в Мавзолей Ленина. Вспоминаем, что где-то есть карточка нашей старой гостиницы; звоним, нас там ждут. Находим компанию, которая организует шаттлы в римские отели. И тут выясняется, что в Европе умеют наживаться не меньше, чем московские таксисты в дни взрывов в московском метро. За тот же путь, что в субботу, с нас взяли по 25 евро, вместо 15. Причем попытка вбить усталым коллегам по микроавтобусу, что их дурят и грабят, ничего не дала.

Возвращаемся в гостиницу, идем ужинать, а затем спать.

10 день, воскресенье.
С утра изучили район близ Испанской лестницы; посмотрели на дома Андерсена и Гоголя. Оттуда — в Латеранский собор, обедать и в аэропорт. Кстати, гостиница сказала, что подержит для нас номер до ночи.

В аэропорт приехали сильно заранее, но народ уже собирался. Регистрация началась в 8 вечера, причем выяснилось, что у части пассажиров бронирование не подтверждается. Их, вроде, оперативно перекидывали на другие рейсы (следом за нами был еще один). Справедливости ради скажем, что «Аэрофлот» гонял до Рима самолеты в два раза большие, чем обычно.
Несмотря на то, что на табло горело время вылета 0.43, вылетели мы, кажется только позже двух часов ночи. Плохо помню уже. Запомнилось другое — когда народ стал выражать недовольство по поводу того, что тянут резину и все время меняют номер ворот для выхода на посадку, подошли два карабинера в красивой форме с лампасами и с традиционной антикварной патронной сумкой на бедре. Посмотрели на клокочущую толпу из 600 пассажиров двух рейсов, подумали и тихо заняли пост за колонной.

Теперь несколько советов о том, как выживать в Италии любознательному туристу.

Про вождение автомобиля. Если вы хотите арендовать автомобиль и посмотреть некое достопримечательное место, то озаботьтесь вопросом — где машину бросить? Ставя ее в неположенном месте, а таких мест — большинство, рискуете получить под дворник штрафную квитанцию. Впрочем, машину могут и попросту уволочь на штрафную стоянку.

Смотреть надо еще и на полосы разметки обочины. Желтая — стоять нельзя вообще. Синяя — за деньги. Но сначала надо найти паркометр, которых за время поездки я видел считанные единицы. Местные паркуются несколько по-другому — у всех почти за лобовым стеклом есть некая бумажка, на которой указывается, что таковая машина может стоять ночью в родном районе хозяина. И название района (районов). Полагаю, что тоже за деньги.

Есть еще вариант белой парковочной разметки. Но это зверь крайне редкий, а стоять чаще всего можно очень недолго (максимум около полутора-двух часов).

Несмотря на то, что сами итальянцы характеризуют манеру вождения на своих дорогах как «организованный хаос», ни одного ДТП за все время своего пребывания в стране я не видел. Даже, несмотря на массу скутеров, мопедов и мотоциклов, которые выскакивают из самых неожиданных мест.

Если вы будете включать поворотник, то вас, скорее всего, пропустят, причем вне зависимости от марки машины.

Имейте в виду, итальянцы любят ездить на большой скорости, но, якобы, повсюду установлены камеры слежения, которые отслеживают скоростной режим. Мой навигатор, по крайней мере, постоянно верещал, требуя сбросить скорость, причем даже в тех случаях, когда я шел гораздо медленнее, чем положено. А вообще — следите за дорожными знаками.

Бензин — 1,5 евро литр («супер»). Имейте в виду, что часть колонок работает по системе самообслуживания, а часть — с пистолетчиками. Поэтому персонал может быть сильно недоволен, что его потянули ту топливораздаточную колонку, где висит надпись self-service. Кстати, расплачиваться надо с пистолетчком, чеки выдают по требованию, причем часто — совсем непрезентабельные.

Не забывайте также о платных автострадах — часть ворот на въезде на них предназначена для грузовиков, автобусов, а также тех, кто приобрел так называемый Telepass — некий передатчик, информация с которого считывается автоматически. Нам же смертным надо в обычные ворота — перед ними будет табличка с изображением монет и банкнот. Чаще всего система следующая — подъезжаете к шлагбауму и вытягиваете уже ждущий вас купон. При съезде с автобана купон надо отдал дяденьке (тетеньке) в окошке, при этом на табло высветится положенная сума.

Если же вы проехали через ворота, где Telepass, то на выезде с автострады с вас возьмут, как говорят, не только деньги, но и штраф.

Кстати, деньги придется заплатить и при выезде из некоторых городов — например, с меня взяли около евро в Чивиттавеккии и Неаполе.

Теперь немного об аренде машины. Первоначально я заказывал «Форд Фиеста», который должен был мне обойтись в районе 120 евро за три дня. Но машину мне заменили на аппарат более компактного класса, что с 10-процентной скидкой (у меня есть карточка гостиничной сети «Мариотт») составило уже 95,85 евро. Еще 42 евро отдал за навигатор, 54 евро за полностью покрывающую все что угодно страховку (иначе франшиза евро так на 300-350, не меньше), какие-то налоги. На карточке при этом заблокировали сразу 342,62 евро — учитывается возможность моего возврата машин с неполным баком. Причем стоимость бензина считается из расчета 2,5 литров за литр при стоимости около полутора евро.

За бензин в целом было отдано около 100 евро, за парковку — 46 евро в «супер гараже». Еще один евро отдали в Чивиттавекии, по два евро — в Перудже и Ассизах. Кстати, насчет гаража. С вас могут потребовать ключи от машины, поскольку понадобиться переместить авто из одного угла в другой для того, чтобы чужие транспортные средства могли выехать. За платные дороги отдано в общей сложности в пределах 45-50 евро.

Питание.
Еда — дело субъективное. Поэтому просто приведу несколько советов и линков на рестораны, где мне лично понравилось.

Рим
Кафе (реально — ресторанчик) Byron. Косят под английское заведение (хотя получается скорее американское что-то). Очень вкусное мясо, хотя, почему-то, практически всегда принесут с кровью, даже если требуешь хорошо прожаренное. Расположено неподалеку от вокзала Термини на углу Виа Национале и Виа Фиренце (сайта на их карточке, увы, нет). Персонал прекрасно говорит по-английски.

Ресторан Cleto. Располагается у Виа Кавур и напоминает прибежище мафиози, а на стенах — слегка порванные и потасканные картины на тему «зарезан на потеху римской черни». Еда очень вкусная. И еще одна любопытная деталь. Мы заказали цикорий как гарнир (хотели попробовать). Так как он оказался умопомрачительно горькой дрянью, то есть почти не стали. Так вот «мафиози» нас не только не порешили без суда и следствия, но даже в счет цикорий не включили. Возможно потому, что я дал им сокровенно знание — сказал как по-английски «горький».
www.ristorantecleto.it
Таверна дель Кампо, неподалеку от площади Кампо дель Фьоре. Пожалуй, мое любимое заведение.
www.tavernadeccampo.it
Кофейня Святого Евстафия. Пожалуй, лучшая в Риме. Расположена поблизости от Пантеона.
www.santeustachioilcaffe.it
Тосканья. Очень вкусное мясо. Да и сам городок очень приятный. Сайт, правда, на итальянском.
www.il-ppeperoncino.com

Общественный транспорт.
В Риме достаточно широкая сеть автобусов и трамваев. Попадаются также троллейбусы. Проездные мы не покупали, а брали одноразовые билеты — стоят один евро и действуют полтора часа с любым количеством пересадок. При входе в транспорт (первый) надо компостировать. При последующих поездках в рамках временного лимита делать этого уже не надо. Попадаются контролеры.

Такси в пределах центра будет стоить в рамках десяти евро. Надо учитывать, что с вас сразу берут 2.8-4 евро за посадку (зависит от времени суток, но все написано за спиной водителя на специальной трафаретке).

Николай
21/04/2010 13:51

Источник